Экспортный гид. Маргарин: Турция

Обзор правового регулирования и условий доступа: рынок чая Турции

Россия на протяжении многих лет является крупнейшим поставщиком аграрной продукции в Турцию. В 2023 году республика импортировала почти 16 млн тонн российских сельскохозяйственных товаров на сумму более 5,2 млрд долл., что составило около 22% всего объема закупок продукции АПК страны в стоимостном выражении. В категории горячих напитков в Турции наиболее востребован чай, изучение рынка которого упрощает понимание национального правового регулирования торговли продовольственными товарами в целом.

В отношении продуктов питания и напитков из России Турция применяет режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым ставка ввозной пошлины, в том числе на чай, составляет 7%. При этом импорт чая в республику также облагается дополнительными финансовыми платежами в размере 3,4–10,1 тыс. долл. за тонну в зависимости от вида продукции, из-за чего итоговая стоимость поставляемого чая существенно увеличивается. Основным нетарифным барьером для экспорта сельскохозяйственных товаров в Турцию является достаточно широкий перечень требований к качеству, безопасности, маркировке и упаковке продукции, которые содержатся в национальном продовольственном кодексе и ряде других ключевых законов.

Обзор включает:

  • анализ торговых соглашений Турции;
  • основные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность;
  • особенности защиты объектов интеллектуальной собственности;
  • условия поставок чая в Турцию;
  • квоты, тарифы и иные сборы.

Обзор ВЭД: рынок чая Турции

Турция входит в топ-5 стран-производителей чайного листа, а также является мировым лидером по его потреблению на душу населения, что объясняется, прежде всего, важной ролью напитка в турецкой культуре. Среднестатистический житель республики ежегодно потребляет более 4,5 кг чая, причем спрос на данный продукт на внутреннем рынке значительно выше, чем на его основной товар-субститут – кофе. Общий объем потребления чая в стране в последние годы стабильно растет, в 2023 году значение показателя в натуральном выражении достигло рекордного уровня и впервые превысило 390 тыс. тонн.

В 2023 году импорт чая Турции вырос более чем на 50% и составил 17 тыс. тонн на сумму 36 млн долл. Практически весь объем закупок пришелся на наиболее популярный в стране черный чай, основными поставщиками которого выступили Шри-Ланка, Иран и Индия. При этом сегодня на турецком рынке также наблюдается рост спроса на фруктовый и травяной чай, что открывает перспективы и для производителей подобной нишевой продукции.

Обзор включает:

  • анализ рынка чая Турции;
  • особенности внешней торговли;
  • оценку потенциала поставок из России;
  • описание торгово-распределительной сети в Турции;
  • информацию о потребительских предпочтениях.

Обзор правового регулирования и условий доступа: Нут (Турция)

В 2022 году Турция закупила за рубежом 126 тыс. тонн нута стоимостью 120 млн долл. На протяжении 2018-2022 годов импорт зернобобовой культуры ежегодно увеличивался в среднем на 2,8% в натуральном выражении.

Ввоз нута на пищевые цели облагается в Турции пошлиной в размере 19,3%. При этом в стране действует тарифная квота на импорт сушеных бобовых культур, в рамках которой пошлина равна 0%.

В обзоре вы найдете:

  • анализ торговых соглашений Турции;
  • основные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность;
  • особенности защиты объектов интеллектуальной собственности;
  • условия поставок нута в Турцию;
  • квоты, тарифы и иные сборы.

Обзор ВЭД: нут Турция

Турция, как и многие другие страны Ближнего Востока, имеет устоявшуюся культуру потребления нута. Зернобобовая культура преимущественно используется домохозяйствами как ингредиент в составе хумуса, фалафеля, а также в супах и других блюдах.

В 2022 году основным экспортером нута в Турцию являлась Россия, поставившая почти 65 тыс. тонн продукта на 47 млн долл. США. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», в перспективе Россия может увеличить продажи нута в Турцию до 200 млн долл. США.

В обзоре вы найдете:

  • анализ рынка нута Турции;
  • особенности внешней торговли;
  • оценку потенциала поставок из России;
  • описание торгово-распределительной сети в Турции;
  • информацию о потребительских предпочтениях.

Об особенностях экспорта нута в Турцию рассказывает руководитель аналитического агентства Russian Pulses Analytics Сергей Плужников.

Экспортный гид. Отруби пшеничные: Турция

Экспортный гид. Клейковина: Турция

Обзор ВЭД: Турция

Аграрный сектор играет важную роль в экономике Турции, при этом вовлеченность страны в мировую торговлю растет опережающими темпами по сравнению с производством. С 2002 года турецкий агроимпорт увеличился почти в 9 раз.

Россия является крупнейшим поставщиком продовольственных товаров в Республику. В прошлом году из России в Турцию ввезено 12,6 млн тонн продукции на сумму 4,3 млрд долл. Основными товарными позициями являлись пшеница, подсолнечное масло, ячмень и кукуруза.

Обзор включает:

  • анализ ключевых продовольственных рынков Турции;
  • взаимная торговля продукцией АПК между Россией и Турецкой Республикой;
  • особенности правовой системы, в том числе системы налогообложения;
  • требования к производителям и барьеры входа на рынок;
  • описание торгово-распределительной сети и правил ведения бизнеса в стране;
  • потребительские предпочтения.

Экспортный гид. Масло подсолнечное: Турция

Обзор ВЭД: Турция

Объем импорта продукции АПК Турции за последние четыре года вырос на 38% и в 2020 году составил 15,2 млрд долл. Россия являлась крупнейшим поставщиком агропродукции в Турцию с долей 20,8%.

В прошлом году из России в Турцию было ввезено 12,8 млн тонн продовольственных товаров на сумму 3,1 млрд долл., основными позициями стали пшеница, подсолнечное масло, семена подсолнечника, отруби и кукуруза. По итогам января 2021 года объем российского экспорта продукции АПК в Турцию относительно аналогичного периода прошлого года вырос на 25,9% в стоимостном выражении.

Потенциал увеличения поставок продукции АПК из России в Турцию к 2030 году оценивается на уровне 4,2 млрд долл. (+34% или +1,1 млрд долл.).

Обзор включает:

  • анализ рынка продукции АПК Турции;
  • структуру турецкого импорта и экспорта;
  • оценку потенциала российского экспорта продукции АПК в Турцию;
  • особенности правовой системы, в том числе системы налогообложения;
  • правила ведения бизнеса в стране;
  • потребительские предпочтения.