В Чэнду рассмотрели возможности расширения российского присутствия в сегментах ретейла и HoReCa Китая

25 июня в городе Чэнду в ходе миссии российских компаний-экспортеров прошел круглый стол «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Китае: стратегии работы в сегменте ретейла и HoReCa». Участники обсудили текущие тренды в секторах общественного питания, электронной и розничной торговли, а также предпочтения потребителей, особенности логистики, специфику работы с китайскими импортерами и дистрибьюторами.

Как отметил во вступительном слове руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин, в деловой миссии в Чэнду принимают участие 55 компаний российского АПК. «Среди них есть много поставщиков готовой продукции, заинтересованных в выходе в торговые сети и HoReCa КНР. Однако без глубокого знания рынка, четкой стратегии, правильной организации цепочки поставок, понимания требований, каналов и структуры продаж выход в китайский b2c-сегмент невозможен», – подчеркнул Илья Ильюшин.

В настоящее время основой российского экспорта продукции АПК являются сырьевые товары, такие как рыба и морепродукты, масложировая продукция, зерновые и масличные культуры, напомнил модератор круглого стола, руководитель комитета по экспорту «Союзнапитки» Роман Медведев. Готовая продукция в структуре поставок занимает пока небольшую долю – порядка 5%, однако позитивное восприятие российских продуктов и изменения на китайском продовольственном рынке создают потенциал для увеличения продаж. «В Китае наблюдается положительная динамика объема розничной торговли: в 2024 году показатель вырос почти на 1,5% и, по прогнозу, в ближайшие годы планируется его увеличение до 3% ежегодно», – привел данные Роман Медведев. При этом со стремительным развитием электронной торговли розница серьезно трансформируется. Вследствие перехода потребителей в онлайн за последние 2 года в Китае закрылось 79 тыс. офлайн-магазинов.

Президент Сычуаньской ассоциации в России и странах СНГ Чжэн Айго рассказал о возможностях, которые открываются на рынке провинции Сычуань. «Российские продукты уже много лет присутствуют в Сычуани. Мороженое, мед, шоколад пользуются большой популярностью среди местных потребителей», – обратил внимание он. Однако есть потенциал и у других продуктов питания с учетом набирающего тренда на здоровое питание и роста спроса на органическую продукцию. Российские товары считаются в КНР высококачественными и экологически чистыми. Другим конкурентным преимуществом России по сравнению с другими поставщиками является отсутствие ГМО.

Глава департамента развития Российско-китайской гильдии коммерции Игорь Запольский посвятил выступление стратегиям продаж и особенностям b2c-позиционирования в Поднебесной. «Китай – рынок с огромным потенциалом и высокой лояльностью к российским продуктам. Однако часто приводит к неудаче неверная оценка культурных и вкусовых особенностей китайского общества», – акцентировал он. Эксперт посоветовал уделять больше внимания оформлению упаковки, дегустациям, маркетинговому продвижению и глубокому изучению предпочтений покупателей и культурных тонкостей страны.

Президент Shandong Shindadong Лю Бэньчан призвал более активно продвигать российские бренды, с которыми китайский потребитель в целом пока мало знаком. «Например, российское мороженое как категория пользуется популярностью в Китае, однако конкретные бренды не являются широко известными. Кондитерские изделия, печенье, алкогольные и безалкогольные напитки – необходимо углублять работу по каждой из этих категорий», – уверен Лю Бэньчан. Компания Shandong Shindadong занимается поставками продукции в супермаркеты и в ходе деловой миссии провела успешные переговоры с российскими поставщиками.

Особое внимание на круглом столе было уделено вопросам логистики. Как отметил генеральный директор Sichuan SRL Supply Chain Management Чан Су, благодаря прямым железнодорожным маршрутам город Чэнду стал важным транспортным узлом, связывающим Китай и Россию. «Мы экспортируем и импортируем товары со сроком доставки 15 дней. В сравнении с железной дорогой традиционный способ транспортировки по морю потерял все преимущества», – заметил Чан Су. Компания основана в Чэнду и заинтересована в дистрибуции через свою логистическую сеть мяса, молочной продукции, кондитерских изделий и других товаров.

Логистические и финансовые услуги российским экспортерам оказывает Guangzhou Yeta Trading, специализирующаяся на торговле сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем. По словам менеджера отдела импорта и экспорта компании Чжэн Бинфэн, спрос на высококачественные полезные для здоровья продукты будет увеличиваться, в том числе в Китае: «Всем известно, что Россия – страна с огромными территориями и относительно малым населением, богатая природными ресурсами и с чистой окружающей средой. Поэтому российские продукты имеют огромное преимущество не только по объему, но и по качеству, и хорошо отвечают потребностям китайского рынка». Тем не менее, она рекомендовала российским экспортерам снижать содержание соли и сахара в готовой продукции при поставках в Китай, особенно для южных провинций.

В ходе круглого стола выступили представители компаний Sichuan Miloya Supply Chain Management, Century Int’l Trading, Efoodline Network Technology, Chengdu Chengtou Urban and Rural Development, Xi’an Shuncheng Tongda Supply Chain Management. Также в дискуссии принял участие представитель в Китае Росэксимбанка (входит в группу РЭЦ), рассказавший о продвижении бренда «Made in Russia» на китайском рынке, организации точек продаж и трансграничных платежей.