С января по июнь 2025 года Россия поставила на зарубежные рынки живых животных на сумму более 73 млн долл. По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом экспортная выручка выросла на 54%.
В том числе экспорт крупного рогатого скота увеличился в 2,1 раза по сравнению с 1-й половиной 2024 года, достигнув 32 млн долл. Крупнейшим покупателем отечественного КРС в этом году выступает Узбекистан с долей 33% в общем стоимостном объеме поставок. По сравнению с январем-июнем 2024 года продажи КРС в центральноазиатскую страну выросли в 22 раза. На втором месте – Азербайджан с долей 24%, на третьем – Казахстан (14%).
Российские поставки живых свиней за рубеж увеличились на 34%, до 20 млн долл. Импортеры российских свиней – Грузия, на которую приходится около 74% стоимостного объема, а также Армения (26%).
Экспорт живой птицы – кур, индеек, уток и гусей – в январе-июне составил 12 млн долл., что на 3% меньше показателя 2024 года за тот же период. Основной объем приходится на суточных цыплят. Ключевые импортеры российской живой птицы – Казахстан с долей 31%, Азербайджан (30%) и Беларусь (24%).
Кроме того, в 1-м полугодии Россия экспортировала живых овец на 5 млн долл. – в 3 раза больше, чем в январе-июне 2024 года. Главные направления поставок – Азербайджан (доля 39% в стоимостном объеме), Ливан (23%) и Узбекистан (22%).
«Хотя Россия не является крупным экспортером живых животных, тем не менее в последние 3 года наблюдается стабильный рост зарубежных поставок. По нашим оценкам, имеется хороший потенциал для дальнейшего развития экспорта племенных животных, однако необходимо проработать ряд вопросов, в первую очередь касающихся информированности производителей и решения логистических проблем, а также продолжать работу над открытием рынков дружественных стран», – отметил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин.
При наращивании производства и экспорта продукции животноводства живой скот – один из элементов развития торговли, особенно с соседними странами, говорит руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Есть государства, которые предпочитают покупать именно живой товарный скот. Это связано с различными факторами, в частности, наличием дешевой рабочей силы и особенностями убоя и разделки. Так, Иран покупает у России живой МРС – причина в том, что они хотят иметь больше охлажденного мяса, разделанного по собственным спецификациям и в соответствии со стандартами Халяль, которые они хотят самостоятельно контролировать», – рассказал Сергей Юшин.
Кроме того, важную роль в мировой торговле играют поставки племенного скота. «Например, Россия активно развивает племенную работу в свиноводстве и уже давно не зависит от импорта свинок F1. Сегодня, когда в стране создаются генетические лаборатории, ведется селекционная работа и имеется действительно очень качественный племенной скот, мы можем предложить его другим странам, развивающим собственное животноводство», – обратил внимание Сергей Юшин. Он напомнил, что развитие селекции и генетики – одно из приоритетных направлений Минсельхоза России, входящих в национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».