По оценкам, за 11 месяцев 2024 года российский экспорт макаронных изделий увеличился на 31% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, достигнув почти 150 млн долл. В физическом выражении объем поставок составил около 115 тыс. тонн.
Ключевыми экспортными направлениями традиционно являются страны СНГ, на которые приходится более 90% поставок в стоимостном выражении. В числе лидеров – Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Так, отгрузки макаронных изделий в Беларусь превысили 41 млн долл., увеличившись в годовом исчислении на 26%. Экспорт в Казахстан вырос на 38%, до почти 40 млн долл., а в Узбекистан – в 2,4 раза, до 16 млн долл.
Одновременно развиваются поставки отечественных макарон в дальнее зарубежье. Экспорт данной продукции в Китай увеличился на 33%, Монголию – на 35%, Саудовскую Аравию – на 69%, ОАЭ – в 2,3 раза. Первые 20 тонн макаронных изделий на сумму 1,2 млн долл. доставлено из России в Индию.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году российский экспорт макаронных изделий может достигнуть почти 250 млн долл. Перспективными направлениями являются как традиционные страны-покупатели, так и новые рынки, где прогнозируется рост потребления мучного продукта – государства Азии, Ближнего Востока и Африки.
Для компании «Макфа» 2024 год отмечен активным развитием поставок в страны дальнего зарубежья. Как рассказал руководитель дивизиона стратегического развития по дальнему зарубежью АО «Макфа» Никита Иванцов, именно на эти государства пришелся наибольший прирост экспорта макаронных изделий: «За 11 месяцев он составил 40% в натуральном выражении, планируем увеличить этот показатель по итогам 2024 года». В 2024 году компания завершила договорные процессы и начала поставки своей продукции в семь новых стран. Среди них – Катар, Ирак, Ливан, Египет, Гана, Оман и Таиланд. «Объем экспорта в новые страны планируется наращивать. Также мы намерены усилить работу в направлении государств, входящих в БРИКС и связанных с ними», – отметил Никита Иванцов.
По его словам, важными факторами в развитии российского экспорта являются меры государственной поддержки, а также тщательное изучение зарубежных рынков. «При формировании стратегии выхода и расширения присутствия важно учитывать внешнеполитическую ситуацию, совокупность внешних и внутренних факторов, грамотно организовывать маркетинг, учитывая особенности разных стран, – перечислил Никита Иванцов. – Выходить на новые рынки помогает Федеральный центр «Агроэкспорт», который знакомит с информационно-аналитическими материалами, а также организует международные мероприятия, в частности, бизнес-миссии».
Компания «Маревен Фуд Сэнтрал» (бренды «Роллтон», BIGBON, «Петра» и другие) в 2024 году экспортировала более 5,8 тыс. тонн макаронных изделий на сумму более 1,6 млрд рублей. По сравнению с 2023 годом экспортная выручка увеличилась на 14%, поделился данными директор департамента «Экспорт» ООО «Маревен Фуд Сэнтрал» Игорь Цараков. «Текущий экспорт осуществляется в Беларусь, Азербайджан, Армению, Грузию, Абхазию, Монголию. Новые рынки на январь 2025 года – США и Израиль, с которыми уже подписаны контракты поставок, перспективные направления на первую половину следующего года – КНР, Ирак и ОАЭ», – сообщил Игорь Цараков.
Он отметил, что в 2025 году компания нацелена на расширение и улучшение дистрибуции в странах постсоветского пространства во всех канал продаж. Также в планах производителя – рост на новых рынках, принимая во внимание наличие в них этнического канала продаж. «Кроме того, значимый фактор – это численность населения и культура потребления качественной продукции, которой соответствует вся выпускаемая продукция «Маревен Фуд Сэнтрал»», – подчеркнул Игорь Цараков.