Ирина Жачкина: Я очень хочу, чтобы лейбл «Сделано в России» встречался на продуктах питания так же часто, как Made in China на многих товарах

О новой модели развития российского АПК и перспективах отечественной продукции на мировых рынках, рассказывает первый заместитель Председателя Правления АО «Россельхозбанк» Ирина Жачкина.

Российские экспортеры сталкиваются с трудностями при работе на зарубежных рынках. Между тем Президентом РФ поставлена задача по наращиванию экспорта сельхозпродукции в 1,5 раза. Сможет ли отрасль выполнить ее?

Безусловно, мы справимся. Российскую продукцию уже сегодня активно покупают по всему миру. Поставки осуществляются более чем в 160 государств.

При этом надо понимать, что три кита, на которых сейчас стоит наш агроэкспорт, – это зерно, масложировая продукция и рыба. Только за счет этих направлений мы не сможем вырасти в 1,5 раза.

Надо расширять ассортимент экспортируемой продукции и увеличивать добавленную стоимость за счет переработки. Вот смотрите: можно продавать зерно, а можно муку – это уже продукция передела.

Объемы переработки и, соответственно, экспорта подобной продукции сегодня растут?

Да, растут. Например, экспорт муки впервые в истории России превысил 1 млн тонн, увеличившись в 2023 году на четверть по сравнению с предыдущим годом.

Но можно сделать еще шаг вперед и поставлять сухие кондитерские изделия. А это уже максимальная добавленная стоимость, которая остается в России.

Другой пример. Раньше мы экспортировали семена подсолнечника и рапса. Затем были введены экспортные пошлины, и сырье стало практически полностью перерабатываться на территории России. Сейчас мы поставляем сырое масло – продукция первичной переработки. Следующий уровень – экспорт маргарина, бутилированного масла, майонеза, промышленных жиров.

Вместо того, чтобы вывозить из страны сырую и разделанную рыбу и ввозить назад продукцию, переработанную в Китае, можно самим делать и филе, и даже наггетсы, а потом отправлять всё это на экспорт. Например, за последние три годы объем производства сурими вырос многократно, а половина отгрузок идет на экспорт. По итогам первого квартала этого года вывоз филе минтая в Китай увеличился в 6 раз.

Этот тренд надо развивать. Наша продукция должна продаваться дороже. Тогда в стране будет оставаться больше прибыли и налогов.

То есть вы говорите о переходе от модели b2b к b2c, когда российские продукты напрямую попадают к иностранному потребителю?

Именно! И этот процесс уже идет. Приведу несколько успешных примеров экспорта готовых продуктов. Мы стали одним из крупнейших поставщиков шоколада, опередив многие западные государства. Наша колбаса находит своих покупателей по всему миру и занимает товарные ниши за рубежом. В прошлом году Россия в три раза нарастила экспорт мороженого в Китай.

Таким образом, расширяя товарную номенклатуру, мы выходим на конечного потребителя и становимся на полки магазинов по всему миру. Я уверена, к нашей продукции быстро привыкнут, и спрос будет расти.

Конечно, у экспорта потенциал расширения не только за счет линейки продуктов, но и географии поставок. Например, можно наращивать вывоз халяльной продукции на быстрорастущие рынки мусульманских стран.

Но готовы ли мы к конкуренции с мировыми продуктовыми брендами?

Конкуренция — это стресс, который помогает развиваться. И если на внутреннем рынке благодаря политике Минсельхоза наши компании в целом защищены, то выход на глобальный рынок – это выход из зоны комфорта.

А это новая точка роста эффективности и рентабельности бизнеса, что требует более активного внедрения самых современных технологий, повышения производительности труда, использования разработок отечественной генетики, технической модернизации производств.

Наша общая задача – выиграть борьбу за высокомаржинальные рынки. Достичь такого уровня, чтобы лейбл «Сделано в России» встречался на продуктах питания так же часто, как Made in China на многих товарах. А покупатели целенаправленно искали эту маркировку на упаковках в магазинах по всему миру. Конкуренция высокая, и наши компании способны ее выдерживать.

Кстати, это позитивно отразится на внутреннем рынке, поскольку ассортимент станет разнообразнее. Я уже не говорю о социальном эффекте – дополнительных рабочих местах, которые понадобятся для новых производств продукции с высокой добавленной стоимостью.

Какая роль отводится Россельхозбанку?

Мы поддерживаем экспорт всеми доступными инструментами. Ежегодно выдаем около 600 млрд руб. Будем и дальше наращивать финансирование, несмотря на геополитические ограничения.

Но главное — отдавая приоритет тем или иным проектам, мы как инструмент государственной политики поддерживаем развитие востребованных направлений.

Сегодня задача — создать такие производственные площадки, которые будут выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, с лейблом Made in Russia.

Интервью подготовлено в рамках второго Ежегодного доклада «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК 2023/24».