В рамках международного форума «Всемирный день качества – 2022», организованного Минпромторгом России, Роскачеством, Росстандартом и Росаккредитацией, состоялся круглый стол о развитии сферы Халяль в России. Эксперты рассмотрели вопросы формирования устойчивого халяльного рынка, в том числе с точки зрения стандартизации, сертификации, контроля качества, а также продвижение продукции за рубежом.
Как отметил руководитель Роскачества Максим Протасов, в мире более 1,8 млрд человек придерживаются исламской веры и, согласно прогнозам, мусульманское население будет увеличиваться ежегодно на 1,8%. Однако халяльная продукция ценится и немусульманами, потому что воспринимается как более качественная и экологически чистая. «Неудивительно, что за последние два десятилетия мировой рынок Халяль пережил трансформацию, сегодня темпы роста отрасли составляют не менее 5% в год. Отрадно, что России за последние 3 года удалось в 2 раза нарастить экспорт халяльной продукции», – добавил Протасов. Однако для завоевания доверия зарубежных потребителей и стимулирования рынка Халяль необходимы разработка нормативной базы и системы стандартизации. В связи с этим принято решение по созданию на площадке Роскачества национального центра компетенций халяльной продукции, который будет включать работу по стандартизации, формированию справедливой системы сертификации, просвещению потребителей и производителей, мониторингу качества продукции и продвижению ее на внутреннем и международном рынке.
Участие в мероприятии принял начальник управления стратегических коммуникаций и продвижения продукции АПК Федерального центра «Агроэкспорт» Андрей Кучеров.
Объем импорта халяльных продуктов питания в 2021 году превысил 200 млрд долл., и 40% этого объема приходится на 5 стран – это Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Индонезия и Малайзия, напомнил он. Ожидается, что к 2030 году объем российского экспорта халяльной продукции в страны Персидского залива и Египет может превысить 700 млн долл., то есть вырасти более чем в 6 раз. Для реализации экспортного потенциала «Агроэкспорт» инициировал разработку стратегии продвижения российской халяльной продукции на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. «Продвижение должно строиться прежде всего на грамотной инфраструктуре национальной сертификации и имидже этой системы на мировом рынке. Дополнительный импульс можно придать за счет создания национального зонтичного бренда, запуск которого поможет повысить осведомленность и сформировать устойчивый положительный образ российского продовольствия у зарубежных потребителей», – подчеркнул Кучеров.
В ходе круглого стола заместитель руководителя Росаккредитации Александр Соловьев рассказал о высоком спросе российских производителей и экспортеров на разработку единой системы сертификации, ректор Российского исламского института, председатель ПТК 704 «Продукция и услуги Халяль» Рафик Мухаметшин – о работе комитета по созданию стандартов, а руководитель Централизованной религиозной организации Духовное собрание мусульман России Альбир Крганов – о специфике российского халяльного рынка и необходимости своевременной подготовки кадров.
Спикером мероприятия также стал генеральный секретарь Института по стандартизации и метрологии ОИС Овют Ихсан, который призвал к внедрению государствами единых стандартов в глобальном масштабе. Кроме того, на мероприятии был презентован проект Digital Halal, разрабатываемый при участии Казанского национального исследовательского технологического университета и направленного на цифровизацию прослеживаемости халяльной продукции.