На Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в Дубае в рамках Российской недели сельского хозяйства, организованной Минсельхозом России и Федеральным центром «Агроэкспорт», 15 февраля прошел круглый стол «Аграрное образование – инвестиции в будущее». Руководители ведущих российских и зарубежных сельскохозяйственных учебных заведений поделились опытом создания современных образовательных систем, привлечения молодежи в отрасль и повышения квалификации кадров, а также назвали компетенции, которые, по их мнению, будут востребованы в будущем.
Модератором круглого стола выступил независимый эксперт по странам Ближнего Востока, экс-директор направления «Стратегия и госполитика» Ведомства по знаниям и развитию человеческого потенциала эмирата Дубай Андрей Баркин.
По данным Международной организации труда, в мировом сельском хозяйстве занято 1,1 млрд человек, при этом аграрным производством занимается 62% населения в странах Африки к югу от Сахары и 46% в Южной Азии, отметил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. «То есть мы говорим об очень большом пласте населения и ресурсов, которые непосредственно связаны с этой отраслью», – подчеркнул он.
При этом сельское хозяйство сегодня превращается в высокотехнологичную отрасль, которая требует высокого уровня квалификации. Среди других факторов, которые будут влиять на требования к трудовым ресурсам в АПК в среднесрочной перспективе – усложнение системы глобальной торговли и ESG-повестка. «Современные аграрные компании понимают, что невозможно создать ценность, если не учитывать фактор экологии, плохо управлять предприятием или не оценивать влияние своей деятельности на социальную сферу. Молодое поколение уже живет по этим принципам, однако очень важно, как мы этому учим, какие знания передаем и являются ли они комплексными», – отметил Краснов.
В этих условиях аграрное образование должно становиться более гибким, более практикоориентированным, базироваться на свежих данных и актуальной информации. «Федеральный центр «Агроэкспорт» создает систему знаний и компетенций для специалистов в области ВЭД, и наши аналитические продукты активно используют российские аграрные компании. Для того, чтобы эти знания не оставались только у аграрных экспортеров, а стали частью образовательного процесса, мы совместно с МГИМО создаем Институт мировых аграрных рынков как центр подготовки современных кадров и проведения прикладных научных исследований», – заявил Краснов.
Подготовка кадров в сфере АПК в МГИМО началась около пяти лет назад с программы по подготовке сельхозатташе совместно с Минсельхозом России, за которой последовали магистерская программа и программа MBA, продолжил проректор по развитию МГИМО Артем Мальгин. «Задача таких программ – не просто обучать торговле, маркетингу, правовому регулированию внешнеторгового оборота, но и находить те необычные лакуны, которые нужно заполнять. Эти лакуны связаны со знаниями межкультурной коммуникации, особенных аспектов иностранного языка, которые необходимы для продвижения той или иной группы товаров и т. д. Эти знания, которые накапливались в МГИМО и оказались востребованы Минсельхозом», – пояснил Мальгин.
При этом пользователем и интересантом таких программ сейчас является уже не столько Минсельхоз России, сколько частный аграрный сектор. Практикующие специалисты принимают активное участие и в обучении студентов. «В подготовке специалистов по мировым аграрным рынкам поучаствовали руководители или их заместители, наверное, всех крупнейших российских компаний, непосредственно работающих на земле: переработчиков, ритейлеров, логистов», – заметил Мальгин.
Подготовка в области международного маркетинга аграрной и пищевой продукции очень важна, но не менее значимым является и профессионально-техническое образование, акцентировал руководитель Национальной программы развития человеческого капитала и развития граждан Эмиратов Исса Аль-Мулла. «Пандемия Covid-19 ярко продемонстрировала проблемы устойчивости продовольственного снабжения в ОАЭ и необходимость стимулировать привлечение людей и инвесторов в аграрный бизнес. Сейчас появляется множество мелких компаний, которые пытаются выращивать зелень и овощи в теплицах. Мы считаем это уже большим шагом вперед», – рассказал Аль-Мулла. Помимо этого, для ОАЭ большое значение имеет обеспечение кадрами секторов HoReCa, ритейла, логистики. «Но для этого необходимо партнерство самих отраслевиков, которые должны понять, что в вопросе привлечения молодых кадров они не конкуренты, а партнеры. Кроме того, они должны принимать участие и в разработке учебных программ в соответствии с потребностями рынка», – добавил Аль-Мулла.
Привлечение молодых специалистов в агропромышленную отрасль в ОАЭ начинается еще в школе, продолжил куратор образования в сфере АПК Министерства образования ОАЭ Ахмед Аль-Суфи. «С 9-го класса мы начинаем вводить предметы, которые относятся к сельскому хозяйству. Ученики изучают, как производится продукция, какие есть современные технологии, например, гидропоника, – то есть это всеохватывающий учебный план, на основе которого ученики могут далее изучать сельскохозяйственную науку. Другими направлениями являются пищевая промышленность и безопасность продуктов питания», – перечислил Аль-Суфи. Подобные сельскохозяйственные академии в настоящее время запущены в 18 школах страны, в них обучаются более 500 студентов.
Ректор РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Владимир Трухачев остановился на вопросах внедрения ESG-стандартов в образовательный процесс. «В условиях сегодняшнего дня специалист-аграрий должен обладать совсем другими знаниями по сравнению с теми, которые он имел еще 5-10 лет назад», – констатировал он. С 1993 года в Тимирязевской академии ведется подготовка по агроэкологии, в 1998 году создан центр устойчивого развития сельских территорий, а в 2020 году – центр «Агротехнологии будущего».
Новые возможности для российских вузов открыла программа «Приоритет 2030», направленная на создание лучших исследовательских и инновационных практик. В рамках программы отобраны 106 университетов, которые заявили 409 стратегических проектов. «Технологии требуют обновления – профессий, направлений подготовки, нужно новое наполнение и содержание программ, которые заинтересуют молодых людей», – подчеркнула президент Южного федерального университета Марина Боровская. Однако она уверена, что реализация данной задачи должна начинаться с обновления преподавательского состава, а также налаживания индустриального партнерства и академического взаимодействия.
Акцентами в современном образовательном процессе поделились и руководители других российских аграрных вузов. По мнению ректора Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина Александра Трубилина, модернизация программ должна включать не только обучение профессиям, которые будут востребованы в будущем, но и развитие коротких образовательных программ и систему выездных тематических семинаров, которые бы обеспечили модель «образование в течение всей жизни». Ректор Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова Дмитрий Соловьев рассказал о наработках в использовании технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе, а проректор Ставропольского государственного аграрного университета Иван Атанов – об обучении школьников основам земледелия и организации ученических производственных бригад.
Сбалансированные знания о фермерстве, экологичности и устойчивости производства и потребления продукции следует давать детям и до школы, полагает руководитель израильской сельскохозяйственной научно-исследовательской организации Volcani Institute Абед Гера. «Важно встроить сельскохозяйственное мышление в весь образовательный процесс, начиная от детского сада, а потом сделать так, чтобы студенты после окончания высшего учебного заведения продолжали заниматься исследовательской работой в сельском хозяйстве. Пренебрегая постоянным совершенствованием системы образования, мы рискуем глобальным будущим и экономической безопасностью», – уверен Гера.
О целях и задачах в сфере аграрного образования в Узбекистане рассказал директор академического лицея «International House Tashkent» при НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» Алишер Тиллаев. Таких целей и задач пять – это создание новых образовательных программ и организация центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, трансформация кадровой политики с учетом современных глобальных вызовов, наращивание научного потенциала, интеграция науки с образованием и предприятиями реального сектора, а также увеличение вклада аграрного образования в социально-экономическое развитие регионов.
Участники круглого стола обозначили важность международного партнерства в вопросах модернизации аграрного образования и внедрения новых технологий в учебные планы, а также договорились продолжить сотрудничество и обмен опытом.