Ведущие эксперты отрасли обсудили итоги российского агроэкспорта в 2021 году

8 декабря 2021 года Федеральный центр «Агроэкспорт» провел III ежегодную стратегическую сессию «Российский агроэкспорт 2021-2022: тренды, вызовы и новые возможности». В мероприятии, организованном в комбинированном онлайн- и офлайн-формате, приняли участие более 600 человек.

Руководители компаний-экспортеров, отраслевых союзов и ассоциаций, консалтинговых агентств, ведущие аналитики и эксперты АПК обсудили ключевые тенденции на глобальных продовольственных рынках в 2021 году и их влияние на российскую аграрную отрасль, озвучили итоги текущего года и перспективы на 2022 год.

Открыл мероприятие заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин. В своем приветственном слове он рассказал о том, как развивается система государственной поддержки и обозначил задачи, стоящие перед аграрной отраслью на ближайшие годы.

В 2021 году продолжалась работа по открытию новых рынков, отметил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. В результате Россия получила право экспорта в 19 стран по 53 видам продукции. «Открыты рынок Сингапура по молоку, Китая по говяжьим субпродуктам, Египта по молочным продуктам и др. Это позволило расширить географию присутствия: в текущем году Россия поставляла продукцию АПК в 161 страну», – сообщил Краснов. В качестве особенностей текущего года он отметил выход ЕС на первое место среди покупателей российского продовольствия, а также некоторый сдвиг объемов продаж из азиатского региона в сторону Персидского залива, Ближнего Востока и Африки.

Директор центра компетенций в АПК АО «КПМГ» Илья Строкин представил основные тренды актуальные для глобальных продовольственных рынков в этом году. Главным из них стал рост цен, обусловленный нарушением цепочек поставок, неблагоприятными климатическими факторами в ряде регионов, протекционистской политикой некоторых стран. Также эксперт выделил тенденции, которые будут влиять на развитие мирового АПК в ближайшие годы: «На глобальном уровне мы выделяем 6 мегатрендов – это справедливая декарбонизация, переосмысление здравоохранения, ответственность за неравенство, повышение информативности потребителей, суверенитет данных и геополитическая нестабильность».

Отдельно была представлена аналитика по странам и макрорегионам, в которые Россия осуществляет поставки пищевой продукции. Так, по словам генерального директора Eurasia Development Ltd Андрея Прохоровича, в КНР в 2021 году по ряду категорий зафиксировано сокращение отгрузок из-за противоковидных ограничений и введения новых требований по проверке продукции. «Многие отраслевики предполагали, что именно в отношении России вводят заградительные барьеры, но на самом деле ограничения принимались против всех мировых игроков. Подтверждением этому является тот факт, что несмотря на сокращение объема поставок в Китай, Россия нарастила долю в общем импорте КНР», – обратил внимание Прохорович. Среди основных трендов на китайском рынке он назвал большое внимание к ESG-повестке, что выражается в активном продвижении в каналах электронной коммерции здорового образа жизни, стремлении к сокращению выбросов при доставке и поддержке уязвимых слоев населения.

Рынок стран Юго-Восточной Азии по объемам в целом сопоставим с КНР, продолжил генеральный директор ООО «Стреда-Консалтинг» Алексей Груздев. «В перспективе 3-5 лет России однозначно стоит обращать пристальное внимание на этот рынок, так как он является одним из крупнейших по многим важным для нас категориям продуктов – зерну, в том числе пшенице и кукурузе, мясу, масложировой, кондитерской и молочной продукции», – отметил Груздев. Однако, по его мнению, ключевая задача для России сегодня – это получение доступа на рынки региона. «В этом году были предприняты большие усилия по закреплению на рынке Вьетнама, есть успехи на рынке Сингапура. Однако на крупнейших рынках – Индонезии, Малайзии, Таиланда – работа идет медленно», – признал Груздев. 

ESG-трансформация АПК стала одной из центральных тем обсуждения. В частности, своей позицией по данному вопросу поделился президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. Он рассказал, что компания впервые включила в отчетность по МСФО за 2020 год показатели устойчивого развития. «В Германии об этих вопросах давно уже говорят, и в России они тоже очень быстро приобретают актуальность, – обратил внимание Дюрр. – Сельское хозяйство традиционно является довольно консервативной отраслью, и производители думают, что вопросы экологии – не про них. Но я уверен, что этим нужно заниматься уже сейчас, поскольку в будущем аграрные компании смогут существовать только при условии соответствия ESG-принципам».

При этом ESG-трансформация представляет не только вызовы для АПК, но и новые возможности. Группа «ЭФКО» еще три года назад приняла решение развивать сегмент растительных альтернатив мясных и молочных продуктов, также производитель инвестирует в биосинтез жиров, разработку сладких белков, технологии клеточного питания. «Мы для себя однозначно решили, что экология – это современный вызов. Двумя другими глобальными вызовами являются угроза голода и забота населения о здоровье. И если наши продукты смогут отвечать на каждый из этих вызовов, то в будущем, скорее всего, они найдут свое место на рынке», – выразил уверенность исполнительный директор ГК «ЭФКО» Сергей Иванов.

В рамках стратегической сессии представители крупнейших российских отраслей АПК подвели предварительные итоги 2021 года. Так, важным результатом для российского птицеводства стало развитие новых направлений поставок. «Главный тренд текущего года – диверсификация. Не снизив объемы экспорта в дальнее зарубежье, мы смогли перенаправить потоки по разным направлениям. При уменьшении доли Китая и Украины доля стран Персидского залива в российском экспорте мяса птицы увеличилась на 14%, стран Африки – на 8%», – заявил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. Он подчеркнул необходимость дальнейшего развития экспортного потенциала, от которого напрямую зависят дальнейшие инвестиции в российское птицеводство.

Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал о том, что в мясной отрасли основным драйвером роста в текущем году стали поставки говядины. Крупнейшим покупателем российского мяса КРС стал Китай, который нарастил закупки в денежном выражении почти в 3 раза по сравнению с 2020 годом. По его словам, благодаря увеличению доходов населения, потребление говядины в КНР продолжит расти.

Одним из наиболее важных событий в зерновой отрасли в текущем году стало начало поставок пшеницы в Алжир, отметил председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Диалог с алжирской стороной мы начали в конце 2020 года во время деловой миссии, организованной «Агроэкспортом», результатом переговоров стало смягчение требований к качеству зерна, что позволило нам выиграть в тендере у французских поставщиков, которые исторически доминируют на этом рынке», – добавил Зернин.

В молочной отрасли серьезно расширяется экспорт сухой сыворотки. «В 2021 году произошел прорыв, и в ближайшие годы позитивный тренд сохранится по мере реализации в России крупных проектов по производству сыров, большинство из которых включает создание сушильных мощностей. Я думаю, что в течение ближайших трех-четырех лет сыворотка станет одним из ключевых экспортных продуктов России», – спрогнозировал генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Экспорт кондитерских изделий в 2021 году вновь продемонстрировал уверенное развитие. Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин напомнил, что Россия имеет возможность поставлять на зарубежные рынки самые разные категории сладостей в зависимости от запросов клиентов. «У России есть значительные преимущества благодаря широте ассортимента, которой нет ни у одной другой страны мира. Эта ширина матрицы предлагаемой продукции является одним из критериев успеха на внешних рынках: ни в Европе, ни в Китае нет такого разнообразия кондитерской продукции, которое производится внутри России», – акцентировал Лашманкин. В структуре российского экспорта преобладает шоколад, однако, заметил эксперт, сейчас все большим спросом на внешних рынках начинают пользоваться сахаристые кондитерские изделия, произведенные по традиционным российским рецептам, такие как зефир или пастила.

В рамках мероприятия также выступили исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, заместитель генерального директора «ОЗК» Ксения Боломатова, коммерческий директор ГК «Юг Руси» Илья Ильюшин, руководитель Департамента по администрированию ВЭД, GR и инспекционной работе ГАП «Ресурс» Ренат Шигапов, директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Николай Ланцев, исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев, партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд и многие другие.

Презентационные материалы и видеозапись мероприятия будут опубликованы в разделе Мероприятия Агроэкспорта.

Меню