По итогам трех кварталов российский агроэкспорт вырос на 14%

По итогам 9 месяцев 2020 года Россия поставила на внешние рынки 53 млн тонн продукции АПК стоимостью 20,3 млрд долл., что на 2,6 млрд долл. или на 14% больше аналогичного периода прошлого года*. Драйверами роста в этом году остаются продукция масложировой отрасли, зерно, а также мясная продукция и продукция пищевой промышленности.

В целом позитивную динамику продолжают показывать все основные группы товаров, за исключением рыбы и морепродуктов, где вследствие снижения цен отгрузки в физическом выражении выросли, однако в стоимостном уменьшились. Так, поставки зерна в денежном объеме выросли на 13%, масложировой продукции – на 20%, мяса – на 77%, молочной продукции – на 11%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – на 18%. Экспорт рыбы и морепродуктов отстает от аналогичного прошлогоднего показателя на 6,9%.

В январе-сентябре российская продукция АПК поставлялась более чем в 150 стран. Лидером среди стран-покупателей остается Китай, который импортировал 3,2 млн тонн российских продовольственных товаров на сумму 2,8 млрд долл. – на 24% больше аналогичного периода 2019. Второе место занимает Турция, увеличившая импорт на 23% до 2,2 млрд долл., на третьем – Казахстан (1,3 млрд долл., +17%).

Зерно

Зерно сохраняет ведущую позицию в российском агроэкспорте с долей около 32% в стоимостном выражении. По данным ФТС, за январь-сентябрь Россия поставила на внешние рынки почти 32 млн тонн зерновых культур, что на 15% больше показателя 2019 года к этой дате. В денежном эквиваленте экспорт увеличился на 13% до 6,5 млрд долл.

Рост наблюдается по всем основным категориям зерновых культур — пшенице, кукурузе, ячменю. Так, отгрузки пшеницы увеличились на 8,9% в физическом объеме до 25 млн тонн, а в стоимостном – на 12% до 5,1 млрд долл. Экспорт ячменя за рассматриваемый период составил 4,2 млн тонн (+40%) на сумму 742 млн долл. (+27%), кукурузы – более 3 млн тонн (+51%) стоимостью 543 млн долл. (+27%).

Несмотря на падение урожайности из-за засухи на юге страны, Россия в этом году собрала второй по объему урожай после рекордного сезона 2017/18, рассказал «Агроэкспорту» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Отгрузки в августе и сентябре достигли рекордных за всю историю показателей, а в целом за первый квартал нового сезона (июль-сентябрь) на экспорт отправлено 15,3 млн тонн зерна (+9,3% к аналогичным показателям прошлого сезона), указал он. «Несмотря на то, что начинался сезон в июле достаточно вяло, засуха во многих зернопроизводящих регионах и ожидания второй волны пандемии подстегнули спрос. Россия по факту оказалась единственным крупным поставщиком зерна на мировые рынки в первой половине сезона. Наши экспортеры доминируют на ключевых государственных тендерах стран-импортеров. Помимо традиционных рынков Египта и Турции, к крупным покупателям российского зерна добавился Пакистан, серьезно пострадавший от засухи. Хорошие темпы закупки демонстрируют страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Бангладеш и Филиппины», – прокомментировал Зернин.

Среди стран-покупателей российского зерна лидирующую позицию в текущем году сохраняет Турция с долей почти 20%. За 9 месяцев Турция увеличила импорт российской пшеницы на 9,6% до 1,1 млрд долл. (5,5 млн тонн), кукурузы и ячменя – вдвое до 81 млн долл. (483 тыс. тонн) и 46 млн долл. (260 тыс. тонн) соответственно.

Египет занимает второе место с долей 15%. За девять месяцев отгрузки пшеницы в эту страну выросли на 17% до 980 млн долл. (4,4 млн тонн). Кроме того, в Египет поставлено 300 тонн кукурузы на сумму 143 тыс. долл., в то время как в прошлом году этот вид зерна арабской республикой не закупался.

Третья позиция остается у Саудовской Аравии, являющейся ведущим покупателем российского ячменя. Его экспорт за январь-сентябрь в королевство вырос вдвое – до 2 млн тонн стоимостью 367 млн долл., что составляет почти половину всех российских поставок ячменя в текущем году. Весной Россия начала экспортировать в Саудовскую Аравию пшеницу, за апрель-сентябрь поставлено 181 тыс. тонн злака стоимостью 39 млн долл.

Бангладеш за счет закупок пшеницы занимает 4-е место с объемом 324 млн долл. (+14%).

Масложировая продукция

На долю масложировой продукции по состоянию на конец сентября приходилось 17% российского экспорта продукции АПК в 2020 году. За 9 месяцев отгружено на внешние рынки почти 6 млн тонн, что на 18% больше аналогичного периода прошлого года. В денежном выражении объем увеличился на 20% до 3,4 млрд долл.

В частности, экспорт подсолнечного масла увеличился на 28% до 2 млрд долл., рапсового – на 4,5% до 370 млн долл., соевого – на 16% до 352 млн долл. Шрота и жмыха за 9 месяцев отправлено за рубеж на сумму 484 млн долл., что на 14% больше показателя 2019 года на эту дату.

Лидером среди импортеров российской масложировой продукции остается Китай, нарастивший закупки вдвое до 783 млн долл. Из этого объема около 54% приходилось на подсолнечное масло, поставки которого выросли в 2,5 раза до 421 млн долл. (595 тыс. тонн, в 2,4 раза больше). Экспорт соевого масла в КНР увеличился в 2,3 раза до 207 млн долл. (283 тыс. тонн), рапсового – на 14% до 137 млн долл. (157 тыс. тонн). Кроме того, Россия развивает отгрузки в страну шрота и жмыха, аттестацию на поставки которого российские предприятия получили в начале этого года. По итогам января-сентября в Китай продано 26 тыс. тонн соевого и подсолнечного шрота на общую сумму 12 млн долл.

На второй позиции – Турция, увеличившая закупки на 32% до 416 млн долл. За январь-сентябрь в страну поставлено 525 тыс. тонн подсолнечного масла стоимостью 353 млн долл. (+44%), 341 тыс. тонн шрота и жмыха на сумму 63 млн долл. (-11%), а также 41 тонна маргарина на 36 тыс. долл. (в январе-сентябре 2019 поставок не было).

Замыкает топ-3 стран-покупателей Индия, нарастившая ввоз российской масложировой продукции в 3 раза до 271 млн долл. Почти 95% объема пришлось на подсолнечное масло, закупки которого выросли в 2,8 раза до 257 млн долл. (377 тыс. тонн).

Рыбная продукция

Рыбы и морепродуктов Россия экспортировала в январе-сентябре 1,7 млн тонн на сумму 3,7 млрд долл.** В физическом объеме поставки растут (+5,8%), однако в денежном эквиваленте остаются ниже прошлогоднего показателя (-6,9%).

В структуре продаж 56% приходится на мороженую рыбу, однако по сравнению с итогом первого полугодия эта доля снизилась на 2 п.п. В то же время на 3 п.п. до 29% выросла доля ракообразных (в основном, крабы). На рыбное филе приходилось 10% российских отгрузок рыбной продукции, 2,1% – моллюски, 1,3% – консервированную рыбу и икру.

Более 70% российского экспорта рыбной продукции отправлялось в Китай и Республику Корея. При увеличении поставок в физическом выражении, в стоимостном экспорт в эти страны уменьшился на 6% до 1,2 млрд долл. и на 1,2% до 1,1 млрд долл. соответственно. Экспорт в Нидерланды снизился на 28% до 434 млн долл.

В то же время экспорт в Беларусь в этом году увеличился на 11% до 56 млн долл., на Украину – на 13% до 41 млн долл., а в США – в три раза до 37 млн долл.

Мясная продукция

За 9 месяцев Россия увеличила экспорт мяса на 68% до 368 тыс. тонн, в стоимостном выражении объем вырос на 77% до 623 млн долл. Лидерство в данной категории сохраняет мясо птицы, внешние продажи которого выросли на 67% до 322 млн долл. (214 тыс. тонн). Во многом это произошло за счет наращивания поставок в Китай (в 3,5 раза до 208 млн долл.), куда первые отгрузки начались лишь в феврале 2019 года, а также в Казахстан (+41% до 30 млн долл.).

Отгрузки свинины и субпродуктов выросли в 2,4 раза до 227 млн долл. (134 тыс. тонн) преимущественно за счет Вьетнама, рынок которого открылся в конце 2019 года. В результате за 9 месяцев в эту страну продано 42 тыс. тонн свинины на 86 млн долл. Украина нарастила закупки российской свинины на 40% до 49 млн долл. (29 тыс. тонн), а Гонконг, доступ на рынок которого был получен в мае 2019 года, – в 2,6 раза до 44 млн долл. (36 тыс. тонн).

Экспорт говядины с учетом субпродуктов увеличился в 2,6 раза до 54 млн долл. (13 тыс. тонн) в первую очередь благодаря открытию китайского рынка в начале 2020 года. За 9 месяцев в КНР отправлено более 5 тыс. тонн российской говядины и субпродуктов стоимостью 26 млн долл. Кроме того, значительно нарастила объем Саудовская Аравия (10 млн долл. против лишь 0,2 млн долл. за аналогичный период 2019).

В целом более трети всего российского экспорта мяса приходится на Китай, в том числе 65% – экспорта мяса птицы и 48% – говядины. Второе место в этом году занимает Вьетнам, на который приходится 38% российских отгрузок свинины в стоимостном выражении, третье – Украина.

Молочная продукция

Экспорт молочной продукции к началу октября демонстрировал рост на 15% до 143 тыс. тонн в физическом выражении и на 11% до 222 млн долл. в стоимостном. Около 28% совокупного стоимостного объема приходилось на сыры и творог, 26% – кисломолочные продукты, 21% – мороженое.

Поставки сыра и творога показали рост на 13% до 62 млн долл. (19 тыс. тонн), мороженого – на 5,6% до 46 млн долл. (21 тыс. тонн), молока и сливок – на 19% до 21 млн долл. (27 тыс. тонн), сухого и сгущенного молока – на 5,9% до 17 млн долл. (12 тыс. тонн), сливочного масла – на 84% до 11 млн долл. (2,8 тыс. тонн). В то же время экспорт йогурта и кефира незначительно снизился – на 0,2% до 58 млн долл. (54 тыс. тонн).

Основными потребителями российской молочной продукции являются соседние государства, такие как Казахстан, Украина, Беларусь, на которые в совокупности приходится 69% всего российского экспорта молочной категории. При этом в Казахстан поставки увеличены на 9,8% до 88 млн долл. (53 тыс. тонн), на Украину – на 13% до 33 млн долл. (26 тыс. тонн), в Беларусь – на 13% до 31 млн долл. (20 тыс. тонн).

Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности

Экспорт продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в январе-сентябре увеличился на 18% и превысил 3 млрд долл. Драйверами роста остаются сахар, отгрузки которого выросли в 3,3 раза до 405 млн долл. (1,1 млн тонн), табак (228 млн долл., +43%), экстракты кофе и чая (126 млн долл., +47%).

Кондитерских изделий вывезено за рубеж 423 тыс. тонн, что на 5,3% больше аналогичного прошлогоднего периода, в то время как в стоимостном выражении объем снизился на 1,2% до 844 млн долл. В том числе экспорт шоколада сократился на 5,3% до 438 млн долл., мучных изделий – вырос на 6,1% до 291 млн долл., сахаристых – уменьшился на 1,5% до 115 млн долл.

Отставание экспорта кондитерских изделий от прошлогодних показателей в первую очередь связано с пандемией, рассказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. «В первом квартале, который можно отнести еще к периоду до пандемии, темпы экспорта превышали первый квартал предыдущего года примерно на 13-14%. Однако во втором квартале из-за логистических проблем случилось резкое снижение продаж. Так, значительно просели поставки шоколада в Китай, экспорт которого в 2018-2019 годах рос стремительными темпами, однако уже в начале 2020 года в азиатской стране внутренняя логистика оказалась крайне затруднена. Кроме того, в мире в целом из-за сложной экономической ситуации спрос увеличился на более бюджетный сегмент, что привело к снижению средней экспортной цены», – сказал Лашманкин. Тем не менее, отметил он, в третьем квартале зарубежные продажи стали постепенно восстанавливаться. «На текущий момент определенное отставание еще сохраняется, однако шанс выйти на позиции 2019 года, которые были рекордными, по-прежнему есть», – добавил Лашманкин.

Государства постсоветского пространства традиционно являются ведущими покупателями российской продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Доля Казахстана в январе-сентябре составила 23%, Беларуси – 11%. Узбекистан, крупнейший покупатель российского сахара в текущем году, располагается на третьей строчке с долей 8,1%.

*данные по ЕАЭС за январь-август

**данные ФТС и по форме 8-ВЭС-рыба