Коронавирус в АПК: победители и проигравшие

Пандемия коронавируса COVID-19 серьезно повлияла на бизнесы, связанные с индустрией гостеприимства, развлечениями и общественным питанием. На карантин были закрыты рестораны, бары, школы, кинотеатры, кратно снизилась заполняемость гостиниц. Сегмент HoReCa (Hotel, Restaurant, Café) напрямую связан с производством и экспортом некоторых видов продовольственных товаров, в первую очередь алкогольных и безалкогольных напитков, рыбы и морепродуктов, соответственно продажи в этих категориях пострадали в первую очередь. Однако есть отрасли, на которые пандемия оказала положительное влияние. Резко вырос спрос на продукты питания длительного хранения: крупы, консервы и макаронные изделия.

Кто пострадал?

До COVID-19 доля канала «eating out» (питание вне дома) в общих продажах продовольствия и напитков на развитых рынках доходила до 30%. Одними из наиболее растущих категорий были закуски и напитки. Так, по данным Ipsos, в последние три года сегмент чайно-кофейных заведений ежегодно рос в среднем на 5,1%.

Мировое потребление кофе в 2019/20 маркетинговом году (октябрь-сентябрь) увеличится лишь на 0,3% до 168,49 млн 60-килограммовых мешков, в то время как в последние 20 лет ежегодный рост составлял в среднем 2,2%, прогнозирует Международная организация по кофе (ICO) в июльском обзоре. Значительная позитивная динамика в начале сезона лишь незначительно перекроет падение, начавшееся после введения карантинных мер. Глобальный экспорт кофе, оценивает ICO, в октябре 2019 — июне 2020 года сократился на 5,1% до 95,36 млн мешков по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сезона. 5,2%, однако в июле восстановились на 4,7%.

Обвал рынка «eating out» серьезно ударил по спросу на алкогольные и безалкогольные напитки. Больше всего пострадал рынок пива. Так, Heineken, второй его производитель в мире, сообщает о сокращении продаж в первом полугодии 2020 года на 16,4%. Рекордное падение зафиксировано в обеих Америках, Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Японская AsahiGroup, ссылаясь на падение глобальных продаж пива, особенно в высокомаржинальном сегменте баров и ресторанов, похоже, уже смирилась с сокращением операционной прибыли по итогам 2020 года на 38%.

Выручка Coca-Cola во втором квартале рухнула на 28%, что является антирекордом за последнюю четверть века. И снова виною этому – общепит, который давал половину всей выручки. Компании пришлось пересмотреть портфель брендов и отказаться от самых убыточных марок.

Без кафе и ресторанов мировой рынок рыбы и морепродуктов тоже испытал серьезное потрясение. Наряду с логистическими проблемами в ряде стран это вызвало ощутимое снижение цен и сокращение вылова, а также резкое увеличение складских запасов. Сегмент живой, свежей и охлажденной рыбы, на который приходится 45% мирового потребления рыбных продуктов, стал главной жертвой пандемии. Тем временем, производители консервированной и другой готовой рыбной продукции с длительными сроками хранения, напротив, выиграли от ажиотажного спроса из-за COVID-19, отмечает ФАО.

Эти тенденции отразились и на российском экспорте рыбной продукции. ФТС докладывает, что по итогам января-июня российский экспорт мороженых крабов сократился в физическом выражении на 38% к аналогичному прошлогоднему периоду до 208 млн долл., мороженого тихоокеанского лосося – на 30% до 56 млн долл., а цены на них снизились на 6,6% и 9% соответственно. Отгрузки живых, свежих и охлажденных крабов, основными покупателями которых являются Республика Корея и Китай, просели на 20% в феврале по сравнению с февралем 2019 года и на 42% в марте, хотя по итогам января-июня в целом наблюдается 20%-ый рост (273 млн долл.). В то же время российский экспорт готовой и консервированной рыбы по итогам первого полугодия 2020 года вырос на 15% до 25 млн долл., в том числе в марте и мае отгрузки увеличились на 35% и 36% соответственно.

Глобальная торговля мясом КРС – еще одного продукта, востребованного в секторе HoReCa, – по итогам 2020 года снизится на 1% против роста на 7,3% в 2019 году, прогнозирует ФАО. Импорт многих стран, в том числе Вьетнама, США и Южной Кореи значительно сократится. Главная причина – падение спроса на мясные продукты премиум-сегмента из-за закрытых ресторанов. Несмотря на это, рост импорта ожидается в Японию и Китай, где из-за сокращения производства свинины наблюдается повышенный спрос на нее, а также на другие виды мяса. Российский экспорт говядины в январе-июне вырос на 91% до 22 млн долл., причем более трети этих поставок пришлось на Китай, открывшийся для российских производителей в начале текущего года.

А кто выиграл?

Ресторанные блюда частично заменили готовые продукты и полуфабрикаты в розничных сетях. Например, в Великобритании продажи «заморозки» с марта по середину июня увеличились на 19% в стоимостном и на 17,5% в физическом выражении. Исследование Института замороженных продуктов ФРГ показало, что в период локдауна треть домохозяйств увеличили закупки продуктов данной группы, а в число наиболее растущих вошли замороженные овощи, рыба и пицца.

Выручка компании Nomad Foods, одного из глобальных лидеров по заморозке, в первом полугодии выросла на 10,9% до 1,3 млрд евро, и ее прогноз финансовых результатов по нынешнему году выглядит все более оптимистично «в связи с беспрецедентным уровнем потребительского спроса на замороженные продукты на фоне пандемии COVID-19». Unilever также фиксирует в первом полугодии рост продаж продуктов питания, предназначенных для потребления дома, особенно мороженого и чая. Так, продажи по первой товарной группе выросли на 26% во втором квартале и на 15% по итогам первого полугодия, что уверенно перекрывает сокращение канала «eating out». Рост выручки в десятки процентов показали и другие розничные бренды, такие как Knorr и Hellmann.

По данным компании Valio, к концу первого полугодия 2020 года падение объемов продаж в канале HoReCa остановилось. Если в апреле текущего года объем продаж Valio в сегменте общественного питания упал более чем на 75% в натуральном выражении, то уже к июню наметилась тенденция к росту. «Восстановление происходит постепенно, и компания ожидает, что к концу года продажи в этом сегменте составят порядка 70-80% от объемов 2019 года», – говорится в сообщении Valio. Одновременно в январе-июне продажи Valio через онлайн-канал в натуральном выражении выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019.

В конце августа Wall Street Journal сообщил, что Covid-19 вызвал в США дефицит металлических банок, вынуждая производителей оперативно увеличивать их производство. С закрытием баров и ресторанов потребители в США бросились в магазины закупать напитки, традиционно продающиеся в банках. Одновременно выросли продажи консервов, которые потребители покупали «про запас» на случай карантина.

В целом, безусловно, Covid-19 оказал определенное влияние на состояние АПК многих стран – как развитых, так и развивающихся, комментирует Директор Центра компетенций в АПК компании КПМГ Илья Строкин. «В то же время спрос на базовую сельскохозяйственную продукцию не сократился, а если и снижался, то государства стремились обеспечить экономическую стабильность отрасли как гаранта продовольственной безопасности. Например, в Китае статистика показывает, что потребление продуктов питания как категории в период пандемии по некоторым позициям выросло на 9%», – сказал Строкин.

Одновременно пример Китая, рынка с высокими требованиями и высокой конкуренцией международных игроков, наглядно демонстрирует, куда будет двигаться индустрия после пандемии – это повышенное внимание к усиливающим иммунитет продуктам, акселерация электронной коммерции и сквозная прослеживаемость продукции, подчеркнул эксперт.