За первые восемь месяцев 2020 года Россия отгрузила на внешние рынки 444 тыс. тонн соевого масла, что на 9,4% больше аналогичного периода прошлого года (данные по странам ЕАЭС за январь-июнь). В стоимостном выражении поставки увеличились на 21% до 319 млн долл.
Среди стран-покупателей лидирует Китай, на который приходится около 60% экспортных продаж российского соевого масла. Объем поставок в КНР по итогам января-августа составил 264 тыс. тонн (в 2,7 раза больше показателя 2019 года) на сумму 193 млн долл. (в 2,9 раза больше).
Другой крупный покупатель российского продукта – Алжир сократил импорт до 92 тыс. тонн (-25%) на сумму 65 млн долл. (-16%) и опустился на второе место.
На третью позицию вышла Дания, несмотря на снижение закупок в физическом выражении на 37% до 13,5 тыс. тонн, в стоимостном – на 34% до 9,1 млн долл.
Российский потенциал
За счет роста урожая сои производство соевого масла в России за последнее десятилетие увеличилось более чем трехкратно и в 2019 году оценивалось в 715 тыс. тонн. В январе-июне 2020 года, по данным Росстата, внутри страны произведено 403 тыс. тонн нерафинированного соевого масла, что на 12% больше прошлогоднего объема на эту дату.
На внутреннем рынке потребление соевого масла пока находится на довольно низком уровне, поэтому основная его часть идет на экспорт. За 2016-2019 годы продажи соевого масла за рубеж увеличились на 30%, поставки осуществляются более чем в 30 иностранных государств. В 2018 году российские экспортеры впервые начали поставки в Индию и ОАЭ, в 2019 году – во Вьетнам и Гонконг.
Преимуществом России на внешних рынках является возможность поставлять не-ГМО продукцию. «На сегодняшний день спрос на российское не ГМО-соевое масло и шрот растет как на нашем внутреннем рынке, так и в странах Европы. Огромный интерес к этой продукции наблюдается со стороны китайского рынка, поэтому у отечественных производителей есть большие шансы укрепиться на рынке Поднебесной», — рассказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
По мере дальнейшего увеличения переработки сои внутри страны российский экспортный потенциал по соевому маслу будет расширяться. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», расчетный потенциал увеличения поставок в Китай оценивается в 200 млн долл., в Индию – в 300 млн долл. Нарастить отгрузки есть возможность и в другие азиатские страны, в том числе в Республику Корея, Оман, Иорданию. Также перспективными рынками являются страны Северной Африки (Алжир, Египет, Тунис) и Восточной Африки (Зимбабве, Мозамбик, Маврикий).
По словам Мальцева, производимое в России соевое масло фактически является органической продукцией, что повышает его ценность как в плане стоимости, так и качества. «Однако на данном этапе текущие цены не отражают реальную премию за производство органической соевой продукции. Решить этот вопрос можно, синхронизировав работу российских и зарубежных систем по сертификации органических продуктов», — подчеркивает он.
Мировой рынок
Соевое масло занимает около 28% в мировом потреблении растительных масел и является вторым по совокупному объему использования после пальмового. Глобальный рынок сои и продуктов ее переработки растет из года в год благодаря расширению потребления соевого масла в пищевых целях, использования при производстве биотоплива, а также динамичному росту спроса на соевый шрот. За последнее десятилетие мировое производство соевых бобов увеличилось на 30% и в сезоне-2019/20, по данным USDA, составило 337 млн тонн. По итогам 2020/21 маркетингового года, как ожидается, глобальный урожай вырастет на 9,6% в годовом выражении до 370 млн тонн.
Аналогичным образом растет и производство соевого масла. В 2019/20 маркетинговом году в мире его было произведено 57,6 млн тонн, в 2020/21 прогнозируется выпуск на уровне почти 60 млн тонн. Ведущими производителями соевых бобов являются Бразилия и США, доля которых в мировом валовом сборе составляет более 65%. Эти же страны являются крупнейшими экспортерами соевых бобов с совокупной долей более 80%.
Ведущим покупателем соевых бобов и их переработчиком является Китай, на который приходится более половины всех мировых закупок сои. Тем не менее Китай является вторым импортером соевого масла: по данным ITC Trade Map, в 2019 календарном году страна закупила за рубежом 826 тыс. тонн соевого масла стоимостью 593 млн долл. – на 35% больше уровня 2018 года. По итогам сезона 2020/21, прогнозирует USDA, объем импорта может достичь 1 млн тонн.
Крупнейший импортер соевого масла – Индия, в 2019 году закупившая 3,2 млн тонн соевого масла стоимостью 2,3 млрд долл. Примерно такой же объем, как ожидается будет поставлен в Индию в 2020/21. Также в список ведущих импортеров соевого масла входят Алжир, Бангладеш и Перу.
Наиболее значимыми экспортерами соевого масла являются Аргентина с долей около 41% в 2019, США (8,5%), Бразилия (8,1%), Нидерланды (5,1%). Россия в прошлом году заняла среди мировых поставщиков пятое место с долей 4,7%.
По прогнозу ОЭСР, в ближайшее десятилетие мировое производство соевого масла увеличится на 10 млн тонн к среднему показателю 2017-2019 годов и составит 69 млн тонн.