В первом полугодии экспорт мучных кондитерских изделий превысил 200 млн долларов

В январе-июне 2020 года Россия отправила за рубеж 130 тыс. тонн мучных кондитерских изделий (МКИ), что на 9,5% больше аналогичного периода прошлого года. В стоимостном выражении экспорт увеличился на 11 млн долл. или 5,9% до 203 млн долл.

По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК в структуре категории положительную динамику показали отгрузки сладкого сухого печенья (рост на 3,2% до 53 млн долл.), вафель (+9,9% до 50 млн долл.), хрустящих хлебцев (+6,6% до 3,2 млн долл.), а также прочих хлебобулочных и кондитерских изделий (+6,8% до 83 млн долл.). Экспорт сухарей и гренок в стоимостном выражении сократился на 3,3% до 11 млн долл.

Если в первой половине прошлого года отгрузки велись в 59 стран, то в этом году список расширился до 62. Впервые за последние годы Россия экспортировала МКИ в Швецию, Словакию, Бахрейн, также осуществлены первые поставки в Сенегал, Бурунди, Уругвай.

Тем не менее Казахстан и Беларусь остаются крупнейшими покупателями российских мучных кондитерских изделий с долей 54%. Экспорт в Казахстан в физическом объеме вырос на 2,1% до 43 тыс. тонн, в то время как в стоимостном – снизился на 2,2% до 65 млн долл. Продажи в Беларусь увеличились на 19% до 29 тыс. тонн в физическом выражении и на 13% до 44 млн долл. в денежном. На третьем месте находится Киргизия, куда было отправлено 9,1 тыс. тонн МКИ стоимостью 13 млн долл., на четвертом – Китай (7,1 тыс. тонн на 11 млн долл.).

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин выделяет две основных причины роста популярности российской мучной категории на зарубежных рынках в текущем году. «Первая причина — существенное расширение линейки мучных кондитерских изделий, производимых в России. В 2019-2020 годах в стране был реализован целый ряд инвестиционных проектов по модернизации производства и закупке нового оборудования для выпуска новых видов продукции, в том числе специально под внешние рынки. Как следствие, ассортимент в этом сегменте стал существенно шире», – рассказал «Агроэкспорту» Лашманкин.

Второй фактор связан с тем, что МКИ являются продукцией более низкого ценового диапазона по сравнению с другими видами кондитерских изделий, например, с шоколадом. «С учетом того, что покупательная способность во многих странах мира в этом году снизилась, потребитель стал искать для себя более доступное по цене предложение. Этим также объясняется и тот факт, что в первом полугодии динамика роста экспорта МКИ в физическом выражении больше, чем в стоимостном», – добавил Лашманкин.

Россия последовательно наращивает экспорт МКИ все последние годы. По итогам 2019 года объем составил 426 млн долл., что на 38% больше показателя 2015 года. В 2020 году экспорт во всех сегментах кондитерских изделий, включая мучные, будет как минимум не ниже 2019 года, прогнозирует Лашманкин. «Однако такой результат можно ожидать в случае, если не будет второй волны коронавируса и, как следствие, сбоев в логистических цепочках и изменений в потребительском поведении», – заметил он.