,

Торговая война США-КНР: последствия для мировой торговли

Торговая война между США и Китаем продолжается более двух лет, оказывая влияние на рынок продовольственных товаров не только двух стран, но и всего мира. Если вводимые Вашингтоном в 2018-2019 годах санкции преимущественно касались китайской индустриальной продукции, то меры, принимаемые Китаем, – в первую очередь сельхозтоваров. В результате американским фермерам пришлось искать новые рынки сбыта, а китайским импортерам – альтернативных поставщиков.

Конфликт между странами возник в марте 2018 года после того, как Президент США Дональд Трамп подписал меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая», и уже со следующего дня начали действовать 25-процентные ввозные пошлины на сталь и 10-процентные – на алюминий. В ответ на данный документ Китай в апреле утвердил 15-25 процентные пошлины на 128 американских товаров, а в июле установил 25-процентные пошлины еще на 545 наименований продукции, среди которых оказались соевые бобы, кукуруза, пшеница, хлопок, говядина, свинина, рыба, орехи и овощи.

  • 11 октября 2019 года после двухдневных переговоров Трамп объявил о готовящемся заключении первой фазы торговой сделки с Китаем. После этого в ноябре 2019 года Китай объявил о возобновлении импорта американского мяса птицы, приостановленного в 2014 году, а в начале декабря Китай согласился освободить от пошлин часть ввозимых из США соевых бобов и свинины.
  • 15 января 2020 года стороны заключили соглашение о первой фазе торговой сделки. Документ предусматривает, что в течение текущего календарного года Китай должен увеличить закупки ряда видов американской агропродукции как минимум на 12,5 млрд долл. к уровню 2017 года, а в 2021 – по меньшей мере на 19,5 млрд долл.

Тем не менее в торговых отношениях двух стран остается множество неопределенностей, которые пандемия коронавируса только усилила.

Так, в начале июня 2020 года агентство Reuters объявило, что китайским госкомпаниям предписано остановить поставки американской агропродукции на фоне роста напряженности вокруг статуса Гонконга (США подвергли критике закон о нацбезопасности автономии). Однако уже позднее в этот день стало известно, что закупки американских соевых бобов продолжаются, несмотря на рекомендации.

А в середине июня, по завершении очередных переговоров, агентство Bloomberg сообщило, что КНР планирует увеличить закупки американских сельхозтоваров, от «соевых бобов до кукурузы и этанола», и китайским госкомпаниям поручено предпринять все усилия для выполнения первой фазы торговой сделки.

Конфликт между двумя ведущими игроками мирового продовольственного рынка привел к перераспределению потоков товаров в мире. По данным ITC Trade Map, в 2018 году американский экспорт продукции АПК на материковый Китай сократился вдвое до менее чем 10 млрд долл. В 2019 году он увеличился до 14 млрд долл., тем не менее все равно был значительно ниже объемов до начала торговой войны. По данным Минсельхоза США, в январе-апреле 2020 года Китай ввез американской агропродукции на 4,7 млрд долл., что составляет лишь 13% от предусмотренного торговой сделки объема и почти на 40% меньше аналогичного периода 2017 года.

Китай являлся вторым после Канады крупнейшим покупателем американской сельхозпродукции. После начала торгового противостояния фермерам пришлось экстренно искать новые рынки сбыта для своей продукции. Одним из агротоваров, которые торговая война затронула наиболее значительно, оказались соевые бобы. США наряду с Бразилией являются крупнейшим мировым экспортером соевых бобов, в 2015-2017 годах на долю США приходилось 37-44% глобальных поставок масличной культуры.

Более половины американских отгрузок соевых бобов приходилось на Китай: в 2017 году Поднебесная закупила этой продукции более чем на 12 млрд долл., что составило 57% всего импорта сои США. В 2018 году на фоне торговой войны импорт сократился в 3,9 раза до 3,1 млрд долл., а в 2019 составил 8 млрд долл.

Выпавшие объемы на китайском рынке преимущественно заместила Бразилия. В 2017 году экспорт сои из Бразилии в Китай впервые достиг 20 млрд долл., а к 2018 году вырос до 27 млрд долл. В результате рекордного экспорта в Китай бразильские аграрии стали увеличивать посевы соевых бобов. В 2019 году Бразилия экспортировала в КНР сои на 20,5 млрд долл., что составило 79% всего бразильского экспорта агрокультуры.

Отгрузки свинины из США в Китай в 2018 году сократились на треть до 330 млн долл., при одновременном увеличении поставок из Бразилии в 2,8 раза до 317 млн долл. Однако уже в 2019 году американский экспорт свинины в КНР вырос до 1,1 млрд долл. на фоне сложившегося в Китае дефицита мяса из-за африканской чумы свиней. Как следует из данных ITC Trade Map, поставки стали ускоряться с октября прошлого года и в декабре превысили ежемесячный объем в 200 тыс. тонн. По итогам января-апреля текущего года США поставили в Китай свинины уже на 876 млн долл. – в 6,6 раза больше, чем за аналогичный прошлогодний период.

Экспорт хлопка из США в Китай в 2018 году сократился в годовом выражении на 9,5% до 949 млн долл., а в 2019 – на 25% до 711 млн долл. Уменьшение было компенсировано ростом поставок американского хлопка во Вьетнам, которые за два года выросли на 34% до 1,4 млрд долл. Одновременно Китай увеличил закупки хлопка во Вьетнаме, а также Бразилии, Австралии и Узбекистане.

Торговый конфликт США-КНР напрямую влияет и на мировые цены на сельхозпродукцию. Так, на рынке соевых бобов это – один из основных факторов изменения динамики котировок в последние два года. Заявления и действия сторон противостояния увеличили волатильность цен на мировом рынке cои, а в течение 6 недель в конце весны — начале лета 2018 года на фоне разгорающегося конфликта фьючерсы CBOT на соевые бобы упали на 17% до 8,5 долл./буш. – почти минимального уровня за десятилетие.

Таким образом, противостояние Китая и США сказывается на всех участниках мирового рынка АПК, в том числе – на России. Уже по итогам 2017 года Китай, по данным ФТС, вышел на первое место среди импортеров российского продовольствия, а за 2018-2019 годы объем поставок вырос в 1,8 раза до 3,2 млрд долл. В том числе продажи соевых бобов за два года выросли на 48% до 206 млн долл., соевого масла – на 36% до 143 млн долл., подсолнечного масла – в 2,3 раза до 273 млн долл. По итогам января-мая 2020 года российский экспорт соевых бобов вырос еще на 26% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, соевого масла – в 5,7 раза, подсолнечного – в 3,3 раза. Важным событием в торговых отношениях наших стран стало открытие китайского рынка для российского мяса птицы. Поставки были начаты в феврале 2019 года, по итогам прошлого года в КНР было отгружено 63 тыс. тонн стоимостью 145 млн долл., за первые пять месяцев 2020 — уже 66 тыс. тонн на 121 млн долл. Кроме того, в январе 2020 года российские производители получили право поставок в КНР замороженной говядины, а в начале июня — охлажденной. За первые пять месяцев текущего года Россия экспортировала в Поднебесную 1,2 тыс. тонн говядины на сумму 5,2 млн долл.

В краткосрочной перспективе, вероятно, конфликт США-КНР останется важным фактором, влияющим на потоки агропродукции. Возможность выполнения Китаем обязательств, взятых на себя в рамках первой фазы торговой сделки, остается под вопросом. Также до сих пор неясно, за счет каких решений предусмотренные соглашением объемы предполагается достичь.

В последние месяцы напряженность между Пекином и Вашингтоном, а также рядом других стран вновь возросла на фоне обвинений в сокрытии Китаем вспышки COVID-19. После того как Австралия в мае поддержала проведение независимого расследования причин возникновения пандемии, Китай приостановил импорт говядины с четырех австралийских предприятий (на их долю приходится около 35% экспорта австралийской говядины в Китай). Это создает дополнительный потенциал для других поставщиков мяса КРС. Также в мае в рамках выполнения первой фазы торговой сделки Китай объявил об открытии своего рынка для американского ячменя, а несколько дней спустя по результатам антидемпингового расследования ввел 80-процентные пошлины на импорт ячменя из Австралии. В результате австралийские фермеры в настоящее время вынуждены искать новых покупателей — в частности, несколько судов, уже загруженных для отправки в Китай, были перенаправлены в Объединенные Арабские Эмираты и в Японию.