Российские производители мороженого осваивают новые рынки

В январе-мае 2020 года российский экспорт мороженого вырос по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 18% до 9,2 тыс. тонн. В стоимостном объеме поставки увеличились на 4,4% до 19 млн долл. (данные по ЕАЭС за январь-апрель). Всего в январе-мае 2020 года отгрузки российского мороженого велись в 26 стран.

За последние годы Россия стабильно наращивает экспорт замороженного десерта, с 2015 по 2019 год он вырос в денежном выражении на 70% и превысил 53 млн долл. Основной объем продаж приходится на страны СНГ, однако их доля снижается по мере освоения новых рынков. Если в 2015 году на ближнее зарубежье приходилось 78% российского экспорта мороженого, то в 2019 – 64%, а за первые четыре месяца 2020 года – 53%.

Одновременно экспорт в Китай с 2015 по 2019 год увеличился в три раза, в Израиль — в 1,9 раза, в США – в 14 раз. В 2017 году российские компании начали поставки мороженого в Канаду, Швецию, Сенегал, в 2018 — в Нидерланды, в 2019 — в Румынию и Кот-д’Ивуар.

Мировой рынок

Глобальный рынок мороженого уверенно растет в последние годы и, по прогнозам различных аналитических агентств, в ближайшей перспективе продолжит рост с CAGR 4-8%. В 2018 году мировой рынок мороженого оценивался почти в 58 млрд долл. и, согласно прогнозу Statista, к 2024 году увеличится до 75 млрд долл. IMARC Group ожидает, что объем рынка достигнет 78 млрд долл. уже к 2022 году. Стабильному росту глобальных продаж способствуют урбанизация, рост доходов населения, а также постоянная адаптация производителей к изменениям в спросе, в результате чего появляются новые вкусы и виды продукции, такие как мороженое на растительной основе и с низким содержанием жира, безлактозное и йогуртовое мороженое. Кроме того, росту продаж способствует развитие розничных сетей и сетей общественного питания, повышающих доступность лакомства в развивающихся странах и являющихся для производителей важным каналом продвижения своей продукции.

В 2019 году мировой экспорт мороженого оценивался в 4,1 млрд долл. Крупнейшими экспортерами были страны ЕС: Франция (557 млн долл. в 2019), Германия (556 млн долл.), Бельгия (423 млн долл.), Нидерланды (315 млн долл.), за которыми следуют США (250 млн долл.).

Одновременно европейские страны возглавляют список ведущих импортеров мороженого – это Германия (421 млн долл.), Великобритания (411 млн долл.) и Франция (276 млн долл.). За пределами Европы самые большие объемы поставок в прошлом году велись в Китай (103 млн долл.), США (84 млн долл.) и Саудовскую Аравию (83 млн долл.).

Российские перспективы

Среди мировых экспортеров мороженого Россия в прошлом году заняла 15-е место. Основными покупателями российского мороженого являются Казахстан, Монголия и Украина, на которые в совокупности приходилось 56-62% поставок в 2017-2019 годах. По итогам января-мая 2020 года Казахстан сохраняет лидерство (5,9 млн долл.), однако на второе место вышли США (2,5 млн долл.), а на третье – Китай (2,5 млн долл.).

По прогнозу Федерального центра «Агроэкспорт», учитывая увеличение мирового спроса, в краткосрочной перспективе рост российских экспортных поставок сохранится и будет составлять в среднем 5-10% в год. Основным драйвером роста, как ожидается, будут азиатские рынки.

«Именно Китай является одним из наиболее приоритетных направлений для развития экспорта мороженого», – подтвердила «Агроэкспорту» заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина. По ее словам, дальнейший потенциал развития поставок есть и в Северную Америку. «В целом производственные мощности российских производителей позволяют без ущерба для внутреннего рынка увеличить экспорт мороженого», – заверила она.

По прогнозу аналитического агентства Mintel, китайский рынок мороженого будет увеличиваться с совокупным среднегодовым темпом роста 11,9% и в течение ближайших пяти лет достигнет 10 млрд долл. Наряду с КНР значительный рост потребления наблюдается в других азиатских странах, таких как Индия, Индонезия, Вьетнам. Еще одним растущим рынком являются страны Персидского залива, где активно развивается тренд на функциональную продукцию (йогуртовое, низкокалорийное, безлактозное мороженое), а жаркий климат способствует высокому объему продаж.

Один из самых востребованных за рубежом видов российского мороженого – пломбир 15% жирности, отметила Уткина. «За счет высокого содержания молочного жира российское мороженое обладает кремообразной консистенцией и великолепным сливочным послевкусием. В европейских странах выпускают мороженое с меньшим содержанием жира, тогда как Америка любит мороженое с большим количеством добавок», – указала замгендиректора Союза мороженщиков России. Что касается китайских потребителей, то, по ее словам, они предпочитают мороженое ярких цветов, с насыщенным вкусом и с низким содержанием сахара в продукте. «Поэтому российские производители адаптируют рецептуру мороженого под их пристрастия», – добавила Уткина.

Ситуация с закрытием рынков и общим сокращением объемов мировой торговли вследствие пандемии COVID-19 может внести корректировки в развитие торговли продукцией АПК, в том числе мороженым. Так, в апреле «Комос Групп» сообщала о корректировке своих экспортных планов на первое полугодие 2020 года. Компании удалось успешно завершить все запланированные отгрузки, в том числе в конце февраля партия мороженого под брендами «Село Зеленое» и «Топтыжка» общим весом 26 тонн была отправлена в Китай, однако часть поставок была перенесена на более поздний срок. Тем не менее сложности и риски текущей ситуации содержат в себе потенциал отложенного роста, что в значительной степени может стимулировать рост экспортных поставок в будущем.