В 2019 году рынок потребления пищевых масел КНР превысил 61 млрд долл. и в ближайшие пять лет среднегодовой темп его роста составит около 1,7%. Увеличение будет наблюдаться во всех сегментах пищевых масел за исключением соевого масла.
В связи с последствиями пандемии COVID-19 в КНР, темпы роста в 2020-21 годах могут быть чуть ниже ожидаемых, однако основной тренд останется неизменным, и к 2022 году рынок вернется к обозначенному темпу роста.
Общая доля подсолнечного и рапсового масел в общем объеме потребления пищевых масел в Китае в стоимостном выражении увеличится с 30% до 34% к 2024 году. Наибольший рост придется на сегмент подсолнечного масла на фоне роста доходов населения Китая и переключения предпочтений потребителей с соевого масла. Ожидается, что среднегодовой темп роста потребления подсолнечного масла до 2024 года будет составлять 11%, рапсового – 3,7%, в то время как потребление соевого масла будет снижаться на 1,6% в год.
В результате импорт масложировой продукции в КНР возрастет, и наиболее быстрорастущим сегментом будет являться подсолнечное масло. Среднегодовой темп роста импорта подсолнечного масла составит 7,8% в ближайшие пять лет, к 2024 году объем ввоза продукта превысит 1,6 млрд долл. против 921 млн долл. в 2019 году. Рост стоимости импорта подсолнечного масла будет обусловлен увеличением цены подсолнечного масла, ростом доходов населения, переключением потребительских предпочтений на более полезные для здоровья пищевые масла, а также растущим интересом жителей КНР к западной кухне.
Все это создает потенциал для увеличения российского экспорта подсолнечного масла в Китай. По итогам прошлого года доля России в общем объеме китайского импорта подсолнечного масла составляла 26%. Основная часть импорта (70%) приходилась на Украину, еще 4% – на другие страны, в том числе Казахстан. Однако производственные ограничения основных конкурентов (например, земельные ограничения на Украине и технологические в Казахстане) могут позволить России увеличить отгрузки подсолнечного масла в КНР с 273 млн долл. в 2019 году до 712 млн долл. к 2024 году, достигнув в объеме китайского рынка доли в 50%.
Наибольшей популярностью у китайских потребителей пользуется подсолнечное масло, произведенное внутри страны. Среди зарубежных производителей масла, с точки зрения потребительских предпочтений, Россия и Украина занимают схожие позиции. Ключевые факторы, которыми руководствуются потребители при выборе между брендами в категории подсолнечного масла, — это пищевая ценность, репутация бренда и передовые технологии. Именно на данных компонентах российским производителям рекомендуется делать акцент при позиционировании подсолнечного масла на рынке КНР.