В морском порту Зарубино в Приморском крае состоялась первая перевалка зерновых грузов – 2,7 тыс. тонн кукурузы отгружено на судно назначением в японский порт Матсунага. Работы по отгрузке произведены единственным стивидором морского порта Зарубино – ООО «Морской порт в бухте Троицы» (МПБТ) совместно с группой «Легендагро», создающей в Приморье сельскохозяйственный кластер.
По словам гендиректора «Легендагро Приморье» Дмитрия Савенкова, в сезоне-2019/20 компания планирует направить на экспорт через порт Зарубино до 40 тыс. тонн зерновых и масличных грузов. «В течение ближайших пяти лет объем нашего экспорта планируется увеличить до 400 тыс. тонн в год. Основные экспортные направления – Китай, Южная Корея и Япония», – рассказал «Агроэкспорту» Савенков.
По его словам, в настоящее время погрузка ведется при помощи погрузчика порта, а также собственного судового погрузчика компании. «Порт Зарубино идеально подходит для сельхозпродукции, так как через него не проходят «грязные» грузы, такие как уголь, металлолом, нефтепродукты. Кроме того, это незамерзающий порт», – указал Савенков.
Благодаря удачному географическому положению порт Зарубино является удобным перевалочным пунктом для поставок зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, подтверждает гендиректор МПБТ Андрей Перевалов. «Такой же выбор был сделан и китайскими грузоотправителями, выбравшими Зарубино в качестве ключевого звена международного транспортного коридора «Приморье-2», целью которого является транзит грузопотоков из Северного Китая», – указал Перевалов.
До настоящего времени на Дальнем Востоке не было специализированных портовых мощностей для работы с зерном и соей. В 2019 году на Дальнем Востоке началась реализация проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «Восточные зерновые ворота». В его рамках запланировано строительство в Зарубино зернового терминала мощностью перевалки 300-600 тыс. тонн в год с увеличением до 10 млн тонн к 2024 году. Проект также предусматривает рост количества вагонов-зерновозов, мощности сибирских зерновых хранилищ и расширение пропускной способности Транссибирской железной дороги.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», создание специализированного зернового терминала в Приморье позволит организовать глубоководную отгрузку зерна и масличных на азиатские рынки. В настоящее время зерновые вывозятся преимущественно через порты Азово-Черноморского бассейна, а из регионов Сибири и Дальнего Востока в Китай – железнодорожным или автомобильным транспортом. Одновременно проект «Восточные зерновые ворота» создаст возможность для значительного увеличения производства зерна на Дальнем Востоке и в Сибири, которое сейчас во многом сдерживается неразвитостью транспортной инфраструктуры.