Об итогах 2019 года для зерновой отрасли, перспективах экспорта в текущем году, потребностях в инфраструктуре и новых технологиях «Агроэкспорт» поговорил с председателем правления Союза экспортеров зерна Эдуардом Зерниным.
– Эдуард Петрович, как Вы оцениваете итоги года для зерновой отрасли в плане экспорта? Что удалось сделать, а какие возможности были упущены?
– В прошедшем году нам удалось консолидировать ключевых экспортеров зерна и создать отраслевой Союз. Был налажен контакт не только между экспортерами, но и с Минсельхозом России, что позволило нам участвовать не только во внутренних совещаниях, но и в масштабных мероприятиях, посвященных открытию новых рынков.
Прошедший год стал вторым по урожаю зерна в России, после рекордного 2017 года. Валовый сбор составил 120,7 млн тонн, что на 7,5 млн тонн больше результатов 2018 года. Помимо объемов, выросло и качество зерна. Однако при этом объемы экспорта несколько снизились.
– В чем причина снижения экспорта по сравнению с прошлым сезоном?
– Основные причины – высокое качество и конкуренция за урожай между экспортерами и переработчиками, что привело к росту закупочных цен уже в начале текущего сезона. В сложившейся ситуации растениеводы стали придерживать урожай в ожидании еще более высоких ценовых уровней и премии за качество.
Но мировой рынок не платит премию, поскольку настроен на торговлю лотами со стандартной спецификацией зерна. Кроме того, сезон стартовал с крайне низкого уровня мировых цен.
В сложившейся ситуации некоторые экспортеры, дабы избежать убытков, предпочли перенести активность на вторую половину сезона, когда мировые цены традиционно подрастают.
– Какой будет динамика в этом году? Каким ожидаете объем экспорта по итогам сезона 2019/2020 гг.?
– Прогноз на вторую половину сезона – 20 млн тонн. В аналогичном периоде прошлого сезона экспортировали 14,5 млн тонн. Таким образом, мы ожидаем рост на 37,9%. В целом по сезону 2019/20 экспорт ожидается на уровне 45 млн тонн. Прогноз на следующий сезон давать пока рано.
– Может ли активное развитие животноводства привести к повышению доли потребления зерна внутри страны, снизив экспортный потенциал?
– Мы, безусловно, рады развитию животноводства в стране и открытию такого перспективного экспортного направления для российской говядины, как Китай. Мы ожидаем, что наши животноводы будут наращивать поголовье КРС для удовлетворения потребностей этого колоссального рынка, однако это будет происходить не сразу. Для роста поголовья требуется реализация соответствующей инвестиционной программы и только тогда будет актуальна тема кормовой базы. При этом, надо помнить, что для кормов необходима фуражная пшеница, в то время как на экспорт идет в основном продовольственная, с содержанием протеина 12,5%.
– Какие рынки наиболее перспективны для российского экспорта зерна? В чем их специфика и отличие?
– Для нас перспективны все направления, поскольку мы предлагаем качественный товар по конкурентной цене. Наши традиционные направления – Ближний Восток, Северная Африка и южная часть Азии. Наши крупнейшие потребители – Турция, Египет и Бангладеш.
Мы активно конкурируем и на других рынках, а также выходим на новые. В прошлом году это была Саудовская Аравия, в этом году – Алжир и Ирак. Россельхознадзор не так давно объявил о направлении в эти страны пробных партий.
Что касается характера конкуренции, то она существенно отличается. Если на рынках Северной Африки и Ближнего Востока существует развитая инфраструктура и высокий устойчивый спрос, то страны Тропической Африки и Юго-Восточной Азии отличаются фрагментарной инфраструктурой.
На устоявшихся рынках, с высокими объемами, но низкими или даже отрицательными темпами роста потребления зерновых приходится вступать в ожесточенную конкурентную борьбу с их традиционными поставщиками из Европы или Северной Америки, которые зачастую контролируют рынок нерыночными, административными методами. Наши главные козыри – цена, объемы и своевременность поставок. Любая из стран – традиционных импортеров сможет ощутить серьезную финансовую выгоду от перехода на поставки российского зерна.
На развивающихся рынках, например, Тропической Африки темпы роста потребления зерновых – самые высокие в мире, чем эти рынки привлекают все новых игроков. Здесь, помимо традиционных инструментов конкуренции, имеет смысл рассматривать и стратегические инвестиции в логистическую инфраструктуру, которая обеспечит конкурентные преимущества и на более поздних этапах развития рынков.
– Как Вы оцениваете возможности экспортной инфраструктуры? Где сейчас наиболее узкие места и как их расшить?
– Мощности портовой перевалки в портах Азово-Черноморского бассейна при реализации большинства заявленных проектов в горизонте 5 лет могут вырасти с 44 млн тонн до 73 млн тонн и при прогнозных объемах экспорта максимум 63,9 млн тонн станут избыточными, что снизит остроту вопроса о доступе к портам для экспортеров. Тем не менее этот вопрос имеет смысл отрегулировать законодательно, и здесь можно опираться на опыт других стран-крупных экспортеров зерна.
Кроме того, мы надеемся на расширение поставок на азиатские рынки за счет развития дальневосточного направления, в частности – проекта «Восточные зерновые ворота».
– Развитие технологий создало новую ситуацию: появление альтернативного мяса и молока. Эти технологии могут повлиять не только на молочную и мясную отрасли, но и изменить структуру растениеводства. Что Вы думаете по этому поводу?
– Да, это актуальный тренд. В некоторых странах сдвиг потребительских предпочтений в сторону растительных белков уже очевиден. Таким образом, мы прогнозируем рост спроса на зернобобовые и технические культуры. Вполне вероятно, что в перспективе некоторые из этих культур, например – соя и горох, в структуре нашего экспорта перейдут из категории нишевых в категорию массовых. Это потребует перенастройки логистической инфраструктуры, будем к этому готовиться по мере роста спроса.
– Какие цели на 2020 год ставит перед собой Союз экспортеров зерна?
– В 2020 году в России начнется широкомасштабная реализация Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса. Союз планирует активно участвовать в ее мероприятиях, чтобы обеспечить достижение ключевых показателей экспорта.
Мы продолжим развивать экспортную товаропроводящую инфраструктуру, будем активно участвовать в процессе открытия новых и закрепления позиций на традиционных рынках сбыта, особенно в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Планов много, важно методично продолжать их осуществление.