Топ-10 экспортных продуктов АПК России в 2019 году

Федеральный центр «Агроэкспорт» составил рэнкинг ключевых экспортных продуктов АПК России по итогам уходящего года. Если позиции топ-5 товаров не изменились, то во второй пятерке произошли существенные изменения. В частности, с седьмого на шестое место поднялся шоколад, сместив на одну позицию кукурузу, а рапсовое масло передвинулось с 11-го сразу на восьмое место.

Как и все последние годы, лидирующие позиции российского аграрного экспорта занимают зерновые культуры, из которых главным экспортным продуктом остается пшеница. С начала года по состоянию на 15 декабря ее отгрузки составили 30 млн тонн на сумму 6,05 млрд долл. По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом вывоз злака в стоимостном объеме сократился на 24% из-за снижения урожая в 2018 году. Крупнейшим покупателем российской пшеницы в этом году стала Турция (1,3 млрд долл.), увеличившая закупки на 48% и сместившая на второе место Египет (1,2 млрд долл.).

На втором месте, как и годом ранее, находится мороженая рыба (за исключением рыбного филе). К 15 декабря ее вывоз сократился в стоимостном выражении на 4% до 2,8 млрд долл. Поставки основной российской позиции в этой категории – мороженого минтая – выросли на треть до 1 млрд долл., в то время как других позиций снизились: трески – на 4%, рыбных субпродуктов – на 29%, а тихоокеанского лосося – на 46% после рекордной путины прошлого года. Крупнейшими покупателями российской мороженой рыбы являются Китай с долей 53%, Южная Корея (23%) и Нидерланды (8,4%).

Драйвером российского агропродовольственного экспорта в этом году являются растительные масла. Так, поставки за рубеж подсолнечного масла (третье место) показали рост на 36% почти до 2 млрд долл., рапсового (восьмое место) – на 45% до 487 млн долл. Отгрузки соевого масла (десятое место) сократились на 3,9% до 386 млн долл., однако в физическом выражении увеличились на 4,8% до 585 тыс. тонн. Ведущий покупатель российских рапсового и соевого масла – Китай за год нарастил их закупку в 1,6 раза до 544 млн долл., а Иран, нынешний лидер среди покупателей российского подсолнечного масла, – в 2,2 раза до 428 млн долл.

На четвертой позиции находится экспорт ракообразных, представленный в основном продажами крабов. Отгрузки ракообразных увеличились на треть до 1,5 млрд долл., крупнейшими импортерами российских крабов являются Южная Корея (47%), Нидерланды (31%) и Китай (18%). Вывоз рыбного филе из России сохранил в этом году девятое место, за год увеличившись на 1% до 467 млн долл. Возглавляют список его покупателей Нидерланды (32%) и Южная Корея (28%), а также Германия (11%).

Ячмень сохранил пятую позицию в рэнкинге, несмотря на то, что снижение урожая в 2018 году привело к сокращению отгрузок на 30% до 685 млн долл. Крупнейшими покупателями российской зерновой культуры остались Саудовская Аравия (33%), Иран (25%) и Иордания (14%). Экспортные продажи кукурузы уменьшились на 39% до 508 млн долл., в результате чего она опустилась на седьмое место. При этом крупнейший ее импортер – Иран – нарастил закупки на 15% до 310 млн долл., в результате чего его доля в российских поставках кукурузы увеличилась до 61% против 32% в 2018-м.

Поставки шоколада и прочих готовых какаосодержащих продуктов в течение 2019 года показали рост на 14% до 634 млн долл. Благодаря этому шоколад поднялся на шестое место в рэнкинге. Отличительной особенностью этого года стало и то, что на первое место среди покупателей российских шоколадных продуктов вышел Китай, нарастивший их импорт на 22% до 107 млн долл. За ним следуют Казахстан (106 млн долл.) и Белоруссия (52 млн долл.).

Важно отметить, что из продуктов с высокой добавленной стоимостью положительную динамику показал не только шоколад. Так, экспорт мучных и сахаристых кондитерских изделий увеличился на 10% до 518 млн долл., сахара – на 33% до 223 млн долл., напитков – на 3% до 466 млн долл., продуктов глубокой переработки зерновых – на 20% до 232 млн долл. Среди других товаров, не вошедших в рэнкинг, также значительно вырос экспорт продукции мясной и молочной отраслей. В том числе поставки мяса птицы увеличились на 65% до 294 млн долл., свинины – на 12% до 131 млн долл., говядины – на 55% до 24 млн долл., сыров и творога – на 20% до 71 млн долл.

Данные по ЕАЭС представлены за январь-октябрь.

Рейтинг составлен по кодам ТН ВЭД (4 знака).