По итогам 2019 года Россия экспортировала в Индию продукции АПК стоимостью 234 млн долл., что в 3,5 раза больше объема 2018 года. Среди поставляемых продуктов в лидеры, показав 15-кратный рост, вышло подсолнечное масло, которого было отгружено 241 тыс. тонн на сумму 163 млн долл.
Второй по значимости категорией в российском экспорте в Индию являются зернобобовые культуры, поставки которых в 2019 году увеличились в стоимостном выражении в 1,6 раза до 66 млн долл. В том числе Россия экспортировала в Индию 109 тыс. тонн нута и 108 тыс. тонн гороха. Кроме того, за год было отгружено 6,6 тыс. тонн семян кориандра на сумму 4,3 млн долл.
В начале 2020 года рост российских отгрузок в Индию продолжился. В течение января-февраля 2020 года в республику экспортировано агропродукции на 96 млн долл. – в 11 раз больше аналогичного прошлогоднего периода. Лидером по темпам роста и в этом году остается подсолнечное масло.
Индийский рынок
Индия – одно из самых динамично развивающихся государств, занимающее третье место в мире по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательской̆ способности. Одновременно страна является второй в мире по численности населения после Китая: по данным ООН, в 2020 году оно превысит 1,38 млрд человек. В сельском хозяйстве Индии занято более половины трудоспособного населения, а доля отрасли в общем объеме ВВП составляет около 17%.
Уровень ВВП на душу населения в Индии относительно невысок, однако в последние пять лет наряду с развитием экономики наблюдается увеличение доходов индийских домохозяйств. До 2022 года прогнозируется дальнейший̆ рост численности населения на 6%, а также ускорение общего экономического роста.
Политика индийских властей направлена на самообеспечение страны основными продуктами питания, а внешнеторговая и инвестиционная политика носит выраженный протекционистский характер. Индия является крупнейшим в мире производителем молока, вторым после Китая производителем риса, третьим — пшеницы (после Китая и ЕС). Кроме того, по данным FAS USDA, в сезоне-2018/19 Индия вышла в мировые лидеры по производству сахара, обогнав Бразилию. В то же время на развитие индийского сельского хозяйства негативно влияют недостаточно развитая инфраструктура, нехватка инвестиций, низкий̆ уровень механизации, ограниченность водных ресурсов и сложная экологическая ситуация.
Индия входит в число нетто-экспортеров продовольствия, тем не менее ряд сельскохозяйственных товаров вынуждена импортировать. Страна является крупнейшим в мире покупателем растительных масел. В 2018 году Индия ввезла продукции АПК на сумму почти 20 млрд долл., половина этого объема пришлась на растительные масла – пальмовое (5,5 млрд долл.), соевое (2,3 млрд долл.) и подсолнечное (1,9 млрд долл.). Также страна является нетто-импортером орехов, зернобобовых, спирта, ряда видов фруктов. Ведущие поставщики агропродукции на индийский рынок в 2018 году – Индонезия с долей 21%, Украина (9,7%) и Аргентина (8,3%). На поставки из России в общем объеме индийского импорта приходилось менее 1%.
Российский экспортный потенциал
Учитывая растущий спрос на многие сельскохозяйственные товары на индийском рынке, Россия имеет возможность нарастить свое присутствие, постепенно увеличивая занимаемую долю рынка.
Знаковым событием для российского аграрного экспорта в 2019 году стало кратное увеличение поставок на рынок Индии подсолнечного масла. Во многом это связано с тем, что российские переработчики подсолнечного масла улучшили качество продукции и увеличили объемы судовых партий. В результате в списке крупнейших покупателей российского продукта Индия поднялась с 23-го места в 2018 году на 5-е в 2019, а по итогам января-февраля 2020 вышла в лидеры. По прогнозам аналитиков «S&P Global», в сезоне-2019/20 российский экспорт подсолнечного масла в Индию может составить 650 тыс. тонн или четверть всего объема импорта республикой этого продукта.
Наряду с подсолнечным маслом перспективными продуктами для российского экспорта в Индию являются соевое и рапсовое масла. В 2018 году азиатское государство импортировало 3 млн тонн соевого масла, главными поставщиками являлись Аргентина с долей 67% и Бразилия (24%), в то время как на Россию приходилось менее 1%. Рапсового масла Индия закупила 211 тыс. тонн на сумму 171 млн долл., 98% этого объема было ввезено из ОАЭ. Россия в 2017 году экспортировала в Индию рапсового масла на 4,2 млн долл., однако в 2018-2019 годах поставок не было. При этом, по оценке Федерального центра «Агроэкспорт», российские экспортные контракты на соевое и рапсовое масла обладают высоким уровнем конкурентоспособности, что позволяет говорить о перспективах их поставок на индийский рынок. Кроме того, увеличению спроса на российские растительные масла может способствовать сокращение закупок Индией пальмового масла на фоне дипломатического конфликта с Малайзией.
Потенциал на индийском рынке также есть у российской пшеницы. В 2016 году Индия закупила на внешних рынках 1,9 млн тонн пшеницы, в 2017 – 5,3 млн тонн. В 2018 объем импорта пшеницы сократился до 85 тыс. тонн из-за рекордного урожая. Из них 51 тыс. тонн было поставлено из России, а 31 тыс. тонн – из Австралии. Дальнейшее наращивание может произойти в поставках гороха и нута, в общем объеме которых на Россию приходилось лишь 18%.
Нарастить объемы Россия имеет возможность в продажах минеральных и газированных вод в Индию. В 2018 году в эту страну было импортировано данной продукции на 111 млн долл., в основном, из Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Потенциал роста имеется и в экспорте российского этилового спирта, которого Индия в 2018 году ввезла на сумму 267 млн долл., в основном, из США. На сегодняшний день Россия спирт в Индию не поставляет.