В 1-м полугодии Россия в 2,5 раза нарастила экспорт глютена

По оценкам экспертов, в январе-июне 2025 года Россия экспортировала 7,5 тыс. тонн пшеничной клейковины (глютена) – растительного протеина, применяемого в пищевой промышленности, в том числе в хлебопекарной и кондитерской индустрии, при производстве лапши быстрого приготовления, спортивного питания и т.д. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспортный объем увеличился в 2,5 раза.

Крупнейший импортер российской пшеничной клейковины – Турция. За шесть месяцев в эту страну поставлено 3,5 тыс. тонн продукта, что в 2,3 раза больше 1-го полугодия 2024 года. На втором месте находится Саудовская Аравия, начавшая закупки глютена в сентябре 2024 года. За январь-июнь в королевство экспортировано более 1 тыс. тонн продукта. Также в топ-3 импортеров в текущем году входит Индия с объемом 825 тонн – в 12 раз больше, чем в 1-й половине прошлого года.

Кроме того, в числе покупателей отечественной клейковины в текущем году – Израиль, Бразилия, Казахстан, Республика Корея, ЮАР, Вьетнам, Чили и целый ряд других стран.

«Несмотря на рост популярности безглютеновой диеты, развитие пищевых производств и индустрии кормов для животных обеспечивает стабильный спрос на пшеничный белок. В 2024 году мировой импорт пшеничной клейковины превысил 1,1 млн тонн (1,7 млрд долл.) Россия уже является лидером в экспорте пшеницы и имеет все возможности развивать производство и поставки за рубеж не только зерна, но и продукции его глубокой переработки», – отметил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин.

По словам президента Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна «Союзкрахмал» Олега Радина, начиная с 2020 года объемы производства пшеничного глютена в России увеличились с 75 до 90 тыс. тонн. Это произошло благодаря выходу на полную мощность ряда предприятий – переработчиков пшеницы. «С учетом заявленных проектов, в перспективе следующих пяти лет объемы производства глютена могут увеличиться. При этом традиционными рынками сбыта остаются корма для непродуктивных животных и хлебопекарное производство. Вместе с тем в России растет использование глютена для производства кормов для рыб», – рассказал Олег Радин.

При этом в последние два года производители столкнулись с вызовами по перестраиванию экспортных рынков сбыта, напомнил он. Если раньше Россия традиционно экспортировала пшеничный глютен в страны ЕС и Северной Америки, то сейчас растет доля Турции, стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. «Проблемы с валютными платежами, сложности с транспортно-логистическими услугами негативно повлияли на сбыт российского продукта, что также привело к существенному росту складских запасов. Вместе с тем начиная со второго квартала 2025 года ситуация начала меняться в позитивном ключе. В настоящее время отечественным компаниям удалось заключить долгосрочные контракты по сбыту продукции, в том числе на экспорт», – сообщил Олег Радин. На это повлияло несколько факторов: дополнительный спрос со стороны российских потребителей вследствие замещения импортных кормов локальным производством и разработки новых кормовых рецептур, устойчивое снижение запасов глютена у европейских поставщиков на фоне роста спроса со стороны основных производителей рыбных кормов, в частности, норвежских, а также замедление динамики поставок пшеничного глютена из Китая и даже, в отдельных случаях, проявление интереса к закупкам иностранного глютена со стороны китайских игроков.