За 5 месяцев экспорт продовольствия во Вьетнам вырос на 27%

По оценкам экспертов, за первые 5 месяцев 2025 года Россия экспортировала во Вьетнам продукции АПК на сумму более 150 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года объем увеличился на 27%.

Ключевая товарная позиция в поставках – свинина. С января по май во Вьетнам экспортировано свинины на 107 млн долл., что почти вдвое больше января-мая 2024 года. На мороженую свинину пришлось 77,6% стоимостного объема, 22% – субпродукты, 0,4% – свиной жир.

«Вьетнам относительно недавно освоен российскими поставщиками мясной продукции, но уже уверенно входит в топ-3 покупателей отечественной свинины. Россия для Вьетнама, в свою очередь, является одним из ключевых поставщиков. Таких результатов удалось достичь благодаря Соглашению о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС, действующему с 2016 года, в сочетании с конкурентоспособностью и высоким качеством российской продукции», – отмечает руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин.

Также за 5 месяцев текущего года в республику отгружено 87 тыс. тонн пшеницы на 18 млн долл. (за аналогичный период прошлого года поставок злака не было). С момента исключения из списка карантинных объектов бодяка полевого в сентябре 2023 года Вьетнам постепенно увеличивает закупки пшеницы из России. Так, в 2023 году объем поставок составил 144 тыс. тонн, в 2024-м – 527 тыс. тонн.

В топ-3 поставляемых во Вьетнам продуктов входит детское питание. Его отгрузки увеличились на 17% период к периоду, до 6 млн долл. Кроме того, Россия экспортирует в республику мороженых крабов, мясо птицы, подсолнечное масло, мороженую рыбу, говядину, кондитерские изделия и целый ряд других продуктов АПК.

По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциал российских поставок продукции АПК во Вьетнам до 2030 года превышает 600 млн долл. Наиболее перспективные категории – зерновые, мясная и рыбная продукция, растительные масла и шрот, детское питание, кондитерские изделия.

Вьетнам является важным торговым партнером России в аграрной сфере, обращает внимание представитель Минсельхоза России во Вьетнаме Виктория Горшкова: «За 2024 год товарооборот сельскохозяйственной продукции между Россией и Вьетнамом вырос почти на 40% и составил более 1 млрд долл. Экономики России и Вьетнама взаимно дополняют друг друга и исключают прямую конкуренцию, что в свою очередь создает естественные точки соприкосновения». Так, Россия поставляет во Вьетнам пшеницу, замороженное мясо, ракоообразных, детское питание, растительные масла, удобрения, а импортирует кофе, орехи, фрукты, специи и рыбную продукцию.

Важно помнить не только о том, что Вьетнам – это рынок с населением 100 млн человек, но и принимать во внимание выгодное географическое положение страны, благодаря которому она может стать хабом российской продукции в Юго-Восточной Азии, подчеркивает Виктория Горшкова. Кроме того, Вьетнам продолжает оставаться привлекательным партнером для инвестиций. «Для дальнейшего укрепления и продвижения российской продукции на вьетнамском рынке важно непосредственное присутствие российских компаний на территории Вьетнама – здесь прямые контакты с партнерами имеют ключевое значение и определяют успешность проектов», – добавляет сельхозатташе.

Один из ведущих российских поставщиков пищевой продукции во Вьетнам – АО «Прогресс» (бренды «Фрутоняня», «Малышам», «Липецкий бювет» и др.). Компания начала экспорт в азиатскую страну более 5 лет назад, с каждым годом объем поставок рос в среднем на 5-10%. «В 2024 году нам удалось осуществить значительное продвижение за счет выбора правильного партнера и разработки плана наращивания качественной и количественной дистрибуции. Как следствие, в 2024 наши поставки во Вьетнам увеличились вдвое в сравнении с 2023 годом», – рассказывает руководитель направления экспортных продаж (Азия, MENA) АО «Прогресс» Алина Буланая. Производитель поставляет во Вьетнам такие категории детского питания, как каши, фруктовые пюре, снеки. Рассматривается дальнейшее расширение ассортимента в текущих категориях и вывод новых. «Перспективы вьетнамского рынка для российских экспортеров АПК очевидны и связаны с преимуществами этого направления: наличие соглашения о свободной торговле, низкий уровень тарифных барьеров и высокая лояльность к продуктам из России», – подчеркивает Алина Буланая.