Бизнес Азербайджана заинтересован в развитии поставок российского продовольствия в сегменты ретейла и HoReCa

24 сентября в Баку в рамках организованной «Агроэкспортом» и Минсельхозом России деловой миссии российских компаний-экспортеров продукции АПК состоялся круглый стол «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Азербайджане: стратегии работы в сегменте ретейла и HoReCa». Представители азербайджанской стороны рассказали о текущих трендах в секторах общественного питания, розничной, электронной торговли и востребованных категориях продукции, а российской – об опыте сотрудничества с Азербайджаном и потенциале развития торговли.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов. Он сообщил, что в миссии принимают участие более 55 российских компаний. «Азербайджан – близкая страна в социальном, культурном, историческом и политическом аспектах, с которой Россия имеет глубокие связи. Торговля развивается, но имеет значительный потенциал. Цель деловой миссии – создать основы для ее дальнейшего расширения», – отметил Дмитрий Краснов.

В 2023 году Азербайджан закупил на зарубежных рынках продукции АПК на сумму 2,5 млрд долл., и треть этого объема составили поставки из России, рассказал модератор круглого стола, генеральный директор «Технологии доверия – Консультирование» Михаил Магрилов. Изменения, происходящие на азербайджанском продовольственном рынке, создают возможности для увеличения импорта. «Рынок продуктового ретейла в Азербайджане уверенно растет со средним темпом в 9% в год, опережая и рост населения, и собственное производство. Доля современных форматов составляет 30% и продолжает увеличиваться», – привел данные Михаил Магрилов. Объем сегмента HoReCa в 2023 году оценивался всего в 1,5 млрд долл., причем лишь 1,4% населения Азербайджана пользовались онлайн-доставкой блюд из ресторанов. Согласно прогнозам, этот показатель будет расти примерно на 50% в год.

Есть все предпосылки для увеличения товарооборота между двумя странами, подтвердил председатель Ассоциации отелей и ресторанов Азербайджана Самир Дубенди. Среди категорий, которые традиционно присутствуют на азербайджанском рынке, – молочные продукты. В последние годы в Республике активно развивается культура потребления кофе, и гастрономическим заведениям требуются ингредиенты для приготовления напитка, в том числе традиционное молоко, а также безлактозное молоко на растительной основе.

В закупках ряда категорий заинтересован сегмент кейтеринга. «Мы стабильно нуждаемся в рыбных продуктах, особенно филе. Раньше мы использовали тилапию и пангасиус, но это стало невозможным. Мы хотим узнать, какие товары российские производители могут предложить», – сказал операционный менеджер Catering 145 Group Ахмад Рзаев. Кроме того, компания ищет поставщиков замороженного мяса высокого качества и растительного масла.

BIBIT Distribution, импортер и дистрибутор напитков для предприятий HoReCa, уже представляет российскую алкогольную продукцию на азербайджанском рынке и стремится углубить партнерство. «Отношения Азербайджана с Россией – на высоком уровне. Значительных барьеров нет, есть общая граница, и ряд компаний имеют зеленый коридор, так что проблемы с таможней и другие моменты, которые могут осложнять и удлинять процесс доставки, решены», – заметил генеральный директор BIBIT Distribution Рахман Абдурахманов.

Объемы поставок из России намерена увеличивать и Halal Food – крупный импортер, переработчик и дистрибутор мясной продукции в сегмент HoReCa. Компания активно сотрудничает с российскими «Мираторгом» и «Черкизово», импортируя мясо и продавая ее на внутренний рынок Азербайджана.

Что касается ретейла, то современный формат розничной торговли в Азербайджане быстро набирает обороты, в связи с чем сети ищут поставщиков самых разных продуктов питания. Так, в 2023 году дистрибуторская компания «Аврора Групп» основала Tamstore, развивающую сеть супермаркетов. «До конца 2024 года мы планируем открыть 55 магазинов, в следующем году их станет более 100. Так как мы новая компания, нас интересуют все категории продукции, которую мы можем продавать», – заявил специалист по импорту Tamstore Эшгин Аббасов.

Araz Supermarket, управляющая 480 магазинами, до конца года намерена довести их количество до 500, сообщил директор управления FMCG компании Субхан Гусейнов. «Araz Supermarket сегодня импортирует продукты разных категорий из более чем 20 стран – Европы, Азии, СНГ, среди которых лидером является Россия. Мы сотрудничаем с более 80 компаниями из России. Уверен, что миссия поможет расширить список партнеров», – сказал он.

Дистрибутор Vumes MMC в октябре открывает первый в Азербайджане магазин формата Cash & Carry и приглашает российских производителей к сотрудничеству, продолжил директор Vumes MMC Вугар Шарифов. Кроме того, компания заинтересована в импорте напитков из России, а также ждет возобновления поставок риса, ограничения на экспорт которого были введены с июля 2022 года.

В круглом столе приняли участие представители ведущих российских экспортеров – АПХ «Мираторг», ГАП «Ресурс», «ЭкоНивы», «Комос Групп», корпорации «Империал», «Молвеста», «Мясокомбината Клинский» и других. Многие из них уже имеют опыт работы с Азербайджанской Республикой.

Например, «Мираторг» экспортирует в Азербайджан уже 8 лет, и продукция представлена практически во всех торговых сетях страны. Холдинг нацелен на расширение ассортимента поставок и увеличение присутствия как в ретейле, так и HoReCa.

Опыт поставок молочной продукции в Азербайджан также наработан в «Комос Групп», группах «Молвест», «Ренна», «Вамин», «Сыробогатов», и производители рассчитывают на дальнейшее углубление партнерских отношений.

Компания «Соломон-Трейд», ведущий российский производитель снековой продукции, осуществляет экспорт в 37 стран, но Азербайджан является приоритетным рынком. «Здесь мы активно развиваемся, ищем партнеров. Основные из них – торговые сети и дистрибуторы продуктов питания», – рассказала менеджер ВЭД «Соломон-Трейд» Ольга Сергиевская.

Деловая миссия в Баку продлится до 26 сентября. Все дни проведения миссии работает экспозиция российских продуктов питания, а также гастрономические зоны «АгроБистро», «АгроКафе» и «АгроБар», где организованы кулинарные шоу, дегустации и мастер-классы от ведущих шеф-поваров.