Экспортный гид: Чечевица (Индия)

Индия – крупнейший в мире производитель, потребитель и импортер зернобобовых культур. Среди населения широко распространено вегетарианство, поэтому в рационе значительной части населения бобовые, в том числе чечевица, являются ключевым источником белка. В разных регионах страны существуют местные блюда из чечевицы и варьируются ее разновидности. Так, красная чечевица более популярна на севере, а зеленая – на юге.

Чечевица – основная культура среди зернобобовых, импортируемых в Индию. В 2023 году республика закупила на зарубежных рынках 1,7 млн тонн чечевицы на сумму 1,3 млрд долл., и Россия вошла в топ-3 поставщиков.

«Зернобобовые культуры являются основным источником белка в рационе значительной части населения Индии, причем спрос на зернобобовые растет вместе с ростом населения. Страна ежегодно производит 25–28 млн тонн зернобобовых культур, однако этого объема недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса, поэтому ежегодно импортируется порядка 2,5–3 млн тонн зернобобовых. В 2024 году из-за неурожая импорт резко вырос и составил 6,7 млн тонн, из которых 3 млн т пришлось на желтый горох», – комментирует председатель совета директоров Агрокорпорации БИО-ТОН Эдуард Зернин.

По его словам, в среднем ежегодный импорт чечевицы составляет 700–800 тыс. тонн, иногда достигая 1 млн тонн. «Основные страны происхождения – Канада и Австралия. У российских аграриев недавно появился шанс взять свою долю поставок благодаря результативным усилиям Минсельхоза и Россельхознадзора. Чтобы реализовать свой шанс, нам надо научиться производить качественную чечевицу в значительных объемах. Для этого требуется улучшение как качества семян, так и применяемых технологий производства и хранения урожая. На примере гороха мы уже показали свою конкурентоспособность. Надеюсь, что и с чечевицей нам удастся показать впечатляющий результат», – отмечает эксперт.

В экспортном гиде:

  • проведен анализ рынка Индии;
  • описаны требования и стандарты на продукцию, барьеры входа на рынок, особенности организации экспортных поставок и таможенные процедуры;
  • представлены ключевые факторы успешного продвижения продукции на рынке Индии, включая примеры успешного опыта работы компаний на рынке;
  • существенно расширен раздел с пошаговыми рекомендациями по выходу на рынок.

Гид доступен для скачивания после регистрации на сайте Федерального центра «Агроэкспорт» в разделе «Экспортные гиды».