В 2024 году Россия экспортировала более 5 тыс. тонн меда

Согласно оценкам экспертов, по итогам 2024 года объем российского экспорта меда превысил 5 тыс. тонн. Это является историческим рекордом и на 40% превосходит показатель 2023 года.

Покупателями российского меда являются более 50 стран. В том числе отгрузки в Словакию выросли в 2,3 раза и достигли 1,2 тыс. тонн. Поставки продукта в европейскую страну начались в 2023 году, и по итогам 2024-го Словакия стала крупнейшим импортером отечественного меда.

Также в 2,3 раза увеличился экспорт российского меда в Сербию, превысив 1 тыс. тонн. Топ-3 покупателей замыкает Китай, импортировавший 800 тонн меда из России – на 3% меньше объема 2023 года.

По данным ФАО, Россия входит в топ-10 крупнейших стран-производителей меда. При этом существует значительный потенциал по дальнейшему росту производства и экспорта меда и продукции пчеловодства. По оценкам Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году российский экспорт меда может достичь 10 млн долл.

Согласно данным Всемирного банка (WITS), уже сегодня Россия занимает 4-е место по объему поставок натурального меда в Китай, уступая лишь Новой Зеландии, Австралии и Таиланду, отмечает заместитель директора государственного автономного учреждения «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» Елена Габидуллина. Помимо Китая, «Башкирский мед» сегодня представлен на рынках стран Евросоюза, ОАЭ и других государств. «У нашего учреждения большой опыт в экспортных поставках меда и очень широкая география его поставок. Первая отправка состоялась 20 лет назад, в 2005 году в США. Мы работали с Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Францией, Китаем, Сербией и другими странами. Наш центр намерен и дальше развивать экспорт и укреплять позиции башкирского меда на международном рынке», – рассказывает Елена Габидуллина. По ее словам, преимущества российского меда – в его экологичности, высоком содержании биологически активных веществ и уникальных органолептических свойствах благодаря разнообразию флоры: «Башкирский мед особенно ценится за чистоту сырья, собранного с дикорастущих медоносов, прежде всего с липы мелколистной. Помимо меда, экспортный потенциал имеют пчелиные семьи, перга, маточное молочко, пчелиная обножка и продукты пчеловодства в сувенирной таре».

Компания «Перони» занимается экспортом с 2014 года, когда были заключены первые экспортные контракты. «Мы производим и продаем не традиционный классический мед, а медовые десерты – мед-суфле, – отмечает сооснователь бренда Peroni Роман Петченко. – В европейском понимании – это крем-мед, мы пошли дальше и стали добавлять туда различные полезные ингредиенты – сублимированные ягоды, орехи, продукты пчеловодства, тем самым из традиционного меда мы сделали десерт, сохранив полезные свойства меда, но расширив аудиторию на более молодую, женщин и детей».  Если до 2022 года усилия компании «Перони» в экспорте в основном были нацелены на продажи в западные страны, то сейчас все внимание направлено на Восток, в том числе на ближневосточные государства. «В последнее время идут отгрузки и тесное сотрудничество с такими странами, как Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие. После нескольких лет взаимодействия сейчас появилось четкое понимание стратегии развития и куда направлять внимание», – говорит Роман Петченко. По его словам, компания выбрала стратегию нишевания и сконцентрировалась на медовых десертах – меде-суфле с ягодами. Среди основных каналов реализации за рубежом – HoReCa и СТМ (private label). Кроме того, «Перони» развивает продажи в онлайн- и национальных магазинах. «В силу того, что наш бренд в России достаточно узнаваем, среди русскоязычного населения, например, в Дубае мы развиваемся достаточно динамично. Плюс у нас адаптированная на экспорт подарочная упаковка, что очень помогает в продажах в канале онлайн. Благодаря наборам, оригинальной упаковке мы можем нивелировать расходы на логистику и другие моменты и быть конкурентными на рынке», – добавляет Роман Петченко.