На Dairy Session 2025 рассмотрели перспективы российского молочного экспорта в страны Ближнего Востока, Азии и Африки

20–21 февраля 2025 года в Дубае проходит первая международная конференция Dairy Session 2025, организованная Союзмолоко, Milknews и Федеральным центром «Агроэкспорт» при поддержке Минсельхоза России. В мероприятии принимают участие владельцы и руководители российских предприятий, планирующих поставки молочной продукции в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, а также ведущие эксперты и игроки мирового рынка.

В первый день состоялась пленарная дискуссия «Мировой молочный рынок и перспективы экспорта российской молочной продукции». На ней были рассмотрены текущая ситуация на молочном рынке в мире и регионе MENA, трансформация торговых потоков, а также перспективы и возможности по импорту и экспорту b2b и b2c товаров. Участниками дискуссии стали более 30 представителей зарубежных компаний-импортеров и дистрибьюторов молочной продукции, заинтересованных в сотрудничестве с российскими поставщиками.

Как отметил руководитель «Агроэкспорта» Илья Ильюшин, отечественный экспорт молочной продукции уверенно развивается все последние годы. «Российская молочная продукция поставляется в 67 стран мира, причем год от года происходит расширение географии поставок. Традиционно мы экспортировали продукцию на рынки государств постсоветского пространства, однако постепенно начинаем открывать и новые рынки. В прошлом году произошло увеличение экспорта в Китай (на 60%), Монголию, начались значимые поставки сухой молочной продукции в Алжир и Египет», – подчеркнул Илья Ильюшин. По его словам, потенциал российского экспорта сухой молочной продукции к 2030 году оценивается на уровне свыше 140 млн долл., а всех молочных категорий – более 730 млн долл. В число перспективных направлений дальнего зарубежья входят Китай, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Турция, страны Юго-Восточной Азии.

В целом объем мировой торговли молочной продукцией превышает 100 млрд долл., и 80% приходится на 4–5 биржевых продуктов, заметил модератор дискуссии, гендиректор Союзмолоко Артем Белов. «В ближайшие 10 лет торговля в молочной категории будет расти самыми высокими темпами. До 2031 года объем прироста мировой торговли составит более 24%. Этот прирост будет приходиться прежде всего на поставки в Северную Африку, Ближний Восток (в первую очередь GCC), Африку южнее Сахары, Южную и Юго-Восточную Азию», – указал Артем Белов. В настоящее время Россия активно развивает экспорт биржевых молочных товаров и имеет потенциал значительно увеличить долю в мировой торговле.

До сих пор Россия не фокусировала усилия на развитии поставок в государства Ближнего Востока, однако здесь заключен огромный потенциал, выразил уверенность директор по работе с собственными торговыми марками Lulu Group (ОАЭ) Шамим Сайнулабдин. Группа является одним из крупнейших ретейлеров региона и постоянно расширяет свой ассортимент. «В ОАЭ продукты питания производятся в очень ограниченном количестве, поэтому нам приходится полагаться на импорт. Например, в регион импортируются значительные объемы сухого молока, в основном из Европы и Новой Зеландии. Мы почти не видим российских поставщиков», – посетовал Шамим Сайнулабдин. Помимо сухого молока Lulu Group готова обсудить закупки в России сыров, сливочного масла, сухой молочной сыворотки, специализированной молочной продукции.

Многообещающие возможности есть для российских поставщиков и на рынке Омана, заверил директор по коммуникациям Mazoon Dairy Ахмед Аль Гафри. Компания является крупнейшим производителем молочной продукции в Омане, перерабатывая около 200 тонн сырого молока в день. «На мероприятии я уже познакомился с коллегами из России и обсудил ряд возможностей – в области поставок сухого молока, а также другой сельскохозяйственной продукции, такой как кукуруза и корма для растущего поголовья коров», – сказал Ахмед Аль Гафри.

Египетский торговый холдинг Mansour Group осуществляет импорт молочной продукции из России с 2023 года и намерен увеличивать объемы, рассказала директор по цепочке поставок компании Нурхан Неаматаллах: «Наверное, мы первая египетская компания, которая поставила российскую молочную продукцию, и с точки зрения содержания белка и микробиологических характеристик ее качество очень хорошее. Я считаю, что оно лучше, чем у продукции из Восточной Европы. Мы довольны нашим опытом, и очередные контейнеры сейчас прибывают из Новороссийска».

Опыт закупок в России также имеет саудовская ARSTE Food Ingredients – производитель и дистрибьютор пищевых ингредиентов. «В 2024 году мы импортировали около 220 тыс. тонн сыров, масла, сухих молочных смесей из разных регионов мира. В том числе работаем с российскими компаниями и хотим получать больше продукции, так как она демонстрирует отличные результаты на нашем рынке», – подчеркнул вице-президент по продажам и маркетингу ARSTE Food Ingredients Мохаммед Юнис.

Представители российских компаний презентовали свои возможности по развитию поставок на ближневосточные рынки. Так, группа «Молвест» видит перспективы в увеличении экспорта молочных ингредиентов, которые уже продаются в страны Персидского залива, Северной Африки и Азии. «За последние 3 года мы вышли на рынки этих стран. Сейчас для нашего ассортимента мы считаем наиболее перспективными страны Персидского залива и Северной Африки, Израиль, Филиппины, Индонезия», – поделился генеральный директор «Молвеста» Анатолий Лосев. В своем выступлении он назвал основные факторы успешных продаж за рубеж, среди которых – качество продукции, цена и сервис.

Спикерами конференции также выступили вице-президент по закупкам и сельскому хозяйству Beyti (Египет) Мохамед Сейф эль-Аслам, директор по упаковке товаров под брендом заказчика и собственной торговой маркой Al Ain Farms (ОАЭ) Андреа Фалькони, учредитель группы компаний Simpllo Иван Кутиль, бренд-директор направления HoReCa компании «ЭкоНива-Продукты питания» Екатерина Дюрр, председатель совета директоров «Шин-Лайн» Дмитрий Докин.