26 ноября в Эр-Рияде в рамках деловой миссии российских экспортеров продукции АПК состоялся круглый стол «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Саудовской Аравии: стратегии работы в сегменте ретейла и HoReCa». В ходе мероприятия российские компании представили свою продукцию, а саудовские импортеры, дистрибьюторы и ретейлеры рассказали об особенностях работы на рынке, востребованных категориях и возможностях для поставщиков.
Как отметил модератор круглого стола, генеральный директор компании «Технологии доверия – Консультирование» Михаил Магрилов, Саудовская Аравия производит продовольственных товаров на сумму 30 млрд долл., еще 19,5 млрд долл. приходится на импорт. Рынок розничной торговли в стране стабильно растет, при этом почти 30% продаж в этом сегменте приходится на двух игроков – Abdullah Al-Othaim Markets и Panda Retail Company. Отличительной особенностью Королевства является высокоразвитый сектор HoReCa: в 2023 году его объем достиг 29,2 млрд долл., и как ожидается, к 2032 году увеличится в 2,1 раза. «Рост рынка HoReCa, а также проникновение международных игроков ресторанного бизнеса стимулируют спрос на импортные продукты, в том числе премиального качества», – подчеркнул Михаил Магрилов.
Рост численности населения, его благосостояния и урбанизация создают благоприятные условия для выхода российской продукции в b2c-сегмент, выразил уверенность глава отдела закупок Fresh Food торговой сети Carrefour Ахмад Кандил. «В Саудовской Аравии – большой розничный рынок, который стремительно растет. На нем присутствует большое количество поставщиков со всего мира. У нас уже есть опыт сотрудничества с российскими компаниями, и надеемся, что по итогам сегодняшнего мероприятия мы сможем увеличить их количество», – сказал Ахмад Кандил.
Импортер и дистрибьютор Gulfwest Company уже 6 лет работает с поставщиками из России, рассказал генеральный директор Идрис Мустафа: «Сначала это были небольшие объемы, однако за последнее время мы расширили бизнес с Россией и сейчас входим в число крупнейших импортеров российской продукции на саудовском рынке». По его словам, саудовский бизнес хорошо относятся к России и открыт для партнерских отношений. «Уверен, что российская продукция – мясная, молочная и любая другая – найдет отклик у потребителей Саудовской Аравии», – добавил он.
Директор по стратегии и планированию Leen Al Khair Company Хабиб Чалхуб отметил готовность российских производителей к адаптации продукции под запросы зарубежных клиентов. «Очень важно, что компании открыты к оперативной кастомизации своих товаров для Саудовской Аравии. Это один из вопросов, который мы всегда задаем потенциальным партнерам», – сказал Хабиб Чалхуб. Он обратил внимание, что адаптация может быть разной даже в пределах Королевства, так как предпочтения в зависимости от региона могут существенно отличаться.
Магазин мясной продукции премиум-класса Chopped Butcher Shop уже работает с российскими производителями. «Мы сотрудничаем с поставщиками из разных стран, однако очень ценим мясную продукции из России, которая полностью соответствует нашим представлениям о высоком качестве, – поделился операционный менеджер Chopped Butcher Shop Табет Абдулхади. – У нас выстроены партнерские отношения с «Мираторгом», и, надо сказать, этот бренд популярен в ресторанах».
Компания United Flowers For Vegetable Oils, переработчик и дистрибьютор масложировой продукции, закупает в России подсолнечное масло. По словам директора по развитию бизнеса Мохмада Салима, компания производит фасованную продукцию и жиры для нужд внутреннего рынка, а также осуществляет экспорт в другие страны, преимущественно региона Ближнего Востока и Северной Африки.
Начать сотрудничество с российскими поставщиками, в том числе производителями сыров, готова компания Wafir Global Trading, сообщил менеджер по продажам Мутасем Анабтави. Компания специализируется на импорте готовой брендированной продукции, которая реализуется на рынке Королевства или реэкспортируется.
В круглом столе приняли участие представители ведущих российских экспортеров – «АПК АСТ Компани М», «Черкизово», «Мираторг», «Дамате», корпорация «Империал», «Макфа», «Прогресс», «Объединенные кондитеры», «Волшебница», «Соломон-Трейд», «Тихрыбком Групп», «Торговый дом «ЭМИЗ», «АйсКро», «Ветин». Многие из них относят рынок Саудовской Аравии к числу приоритетных в рамках своих экспортных стратегий.
«Соломон-Трейд» экспортирует свою продукцию более 15 лет, и в последние 3 года переориентирует поставки на Ближний Восток и в Юго-Восточной Азию. «Наша продукция уже есть на полках Катара, Омана, ОАЭ, но, конечно, ключевым и стратегическим рынком для нас является Саудовская Аравия. Мы существенно адаптировали и упаковку, и весовку, и дизайн и хотели бы напрямую пообщаться о дистрибьюции», – сказал владелец ООО «Соломон-Трейд» Игорь Минчев.
АО «Прогресс» находится на этапе получения разрешения на поставки в Саудовскую Аравию. «Рынок детского питания здесь имеет огромный потенциал. Общая оценка рынка составляет 2,7 млрд долл., и продукция широко присутствует на полках магазинов. Ожидаем, что объем рынка будет расти как минимум на 5% ежегодно до 2027 года. Мы ищем партнеров, и надеюсь, что уже в ближайшее время сможем представить нашу продукцию в Саудовской Аравии», – отметила Алина Буланая, региональный менеджер по экспорту АО «Прогресс».