Сельхозатташе помогают в продвижении российской рыбной продукции на зарубежных рынках

14 декабря 2023 года в онлайн-формате прошла рабочая встреча представителей Минсельхоза России за рубежом с руководителями отраслевых союзов и крупнейших компаний – производителей и экспортеров рыбной продукции. На мероприятии обсуждалось снятие нетарифных барьеров и ограничений, установление контактов с потенциальными партнерами, а также продвижение отечественных продуктов водного промысла на ключевых рынках.

В рабочей встрече, организованной Федеральным центром «Агроэкспорт» и Минсельхозом России, приняли участие более 80 человек, в том числе 41 атташе по сельскому хозяйству, руководители 7 отраслевых союзов и ассоциаций, а также более 10 ведущих компаний – экспортеров рыбы и морепродуктов. Модератором выступил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов.

Открывая встречу, заместитель Министра сельского хозяйства Сергей Левин отметил, что рыбная продукция является одной из крупнейших статей российского экспорта. Наша страна является лидером среди поставщиков мороженой рыбы на мировой рынок. В прошлом году экспорт рыбы и морепродуктов составил около 6 млрд долл. США, при этом поставки мороженой рыбы выросли на 8%. Высокий уровень производства создает хорошую базу для дальнейшего роста переработки и экспорта.

Одна из основных задач, стоящих перед отечественными рыбопромышленниками, – диверсификация экспортных поставок, обратил внимание руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. «На новых рынках возникает очень много вопросов, и там, где у Росрыболовства нет представительств, мы хотели бы, чтобы вы были нашей надежной опорой и помогали и рыбакам, и Росрыболовству, в продвижении интересов», – обратился он к атташе. Среди приоритетных направлений развития поставок в 2024 году глава Росрыболовства назвал Китай, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Бразилию, Турцию, Алжир, Нигерию, Иран.

Отечественные экспортеры рыбной продукции озвучили трудности, которые возникают при работе за рубежом, а также выразили готовность к расширению географии экспорта. Так, член Советов директоров компаний ГК «Русский краб» и ГК «РРПК» Станислав Аксенов сообщил о заинтересованности в выходе на рынок Бразилии. Однако компания столкнулась с длительной процедурой согласования регистрации в бразильской информационной системе PGA-SIGSIF. Представитель Минсельхоза в Бразилии Андрей Юрков рассказал о процедуре регистрации и прохождения аудита предприятий в онлайн-режиме, а также заявил о повышенном интересе бразильских импортеров к закупке российской рыбы.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев, в свою очередь, поднял вопрос об отсутствии разрешения на ввоз российской рыбной продукции в Индию. Представитель Минсельхоза России в Индии Константин Малашенков пояснил, что форма ветеринарного сертификата уже прошла предварительное согласование, и окончательное ее утверждение ожидается в самое ближайшее время.

ООО «Антей» перестраивает логистические пути в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, рассказал Вице-президент по развитию торговли и технологий компании Азамат Юсупов. Кроме того, компания заинтересована в исследовании рынков Северной Африки и Южной Америки для продвижения крабовой продукции в этих регионах. ГК «Русский краб» рассматривает в числе перспективных рынки Саудовской Аравии и ОАЭ, однако, как отметил генеральный директор Александр Сапожников, необходимы усилия по продвижению отечественной продукции на этих высококонкурентных направлениях.

В рабочей встрече также принял участие представитель Россельхознадзора. Заместитель начальника управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества Россельхознадзора Тимофей Гуторов рассказал о проводимой ведомством работе по расширению доступа российской рыбной продукции на зарубежные рынки, а также разъяснил отдельные вопросы, связанные с процедурами аттестации предприятий.

Рабочие встречи экспортеров с атташе проводятся на регулярной основе по ключевым подотраслям АПК. Их главной целью является налаживание контактов, определение круга проблем и поддержка в их решении. Ранее аналогичные совещания состоялись с поставщиками зерновой, мясной, масложировой и готовой продукции.