Лучшие эксперты отрасли обсудили экспортные гиды

На протяжении четырех лет «Агроэкспорт» создает и успешно развивает библиотеку экспортера, которая на сегодняшний день содержит более 500 аналитических материалов. Она включают в себя 127 экспортных гидов, 21 концепцию продвижения продуктов АПК на ключевые зарубежные рынки, обзоры ВЭД и ВТО и другие издания. В 2023 году библиотека будет расширена еще 33 экспортными гидами с обновленной структурой. Об этом сообщил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов в ходе конференции «Экспортные гиды 2023: новые рынки и возможности», которая прошла 21 ноября в онлайн формате.

Сегодня экспортные гиды – это базовый продукт поддержки экспорта и развития поставок российской продукции АПК на внешние рынки. По словам Дмитрия Краснова, с 2019 по 2022 годы уже выпущено 127 таких экспортных гидов по 36 продуктам и 42 странам. Всего по итогам этого года библиотека будет насчитывать уже 160 гидов, которые охватят еще 19 продуктов и 20 стран. «Кроме того, с осени 2022 года к разработке экспортных гидов привлечены специалисты одного из крупнейших университетов России – Высшей школы экономики», – добавил Краснов.

Так, по словам заместителя директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Александра Соколова, подготовкой экспортных гидов занимаются специалисты-страноведы и международные эксперты по отдельным категориям продукции АПК. «В процесс разработки экспортных гидов также вовлечены специалисты высокой квалификации по горизонтальным темам: логистике, валютно-финансовым операциям, защите интеллектуальной собственности и целому ряд других тем», – рассказал Соколов.

Представители бизнеса и экспертного сообщества уже успели оценить преимущества экспортных гидов. Президент ООО «Агрифуд Стретеджис», член Совета директоров ГК «Дамате», глава аудиторского комитета и консультант по маркетингу и продажам ООО «Элинар-Бройлер» Альберт Давлеев отметил, что подобные гиды выпускаются во многих странах мира, однако экспортные гиды «Агроэкспорта» превосходят зарубежные аналоги по качеству и глубине проработки информации. Кроме того, экспортные гиды, по мнению эксперта, отличают четкие формулировки, содержательные и структурированные тезисы, понятная графика, широкий обзор конкретной отрасли или страны по многим параметрам.

Говоря о востребованности экспортных гидов, Давлеев назвал несколько факторов: «Одной из важнейших проблем текущего года являются кадры. Кадры во всех отраслях и на всех уровнях: от производства до управления. Не хватает специалистов, которые могли бы структурно понимать не только рынок, продукт, логистику и финансы, но и смотреть на рынок шире, в разрезе не только одной страны, но и целевого региона. Таких специалистов очень мало, компетенций не хватает. В этом отношении экспортные гиды и аналитические обзоры «Агроэкспорта» помогают «прокачать» эти слабые стороны, – пояснил Давлеев. – В последний год за консалтингом по экспорту начали обращаться средние и даже мелкие предприятия из регионов. Для них экспортный гид, как первый «букварь», который помогает им понять, с каким продуктом им лучше выходить на рынок, и какие перспективы у них есть».

Сергей Лахтюхов, генеральный директор Национального союза птицеводов, также отметил преимущества экспортных гидов для поставщиков из отрасли птицеводства: «Что полезного для отрасли и игроков смогли дать экспортные гиды? Они показали, что экспорт – это комфортно. Такие руководства дают начинающему экспортеру пошаговую инструкцию: как оценить свои возможности, что он должен сделать на этапе подготовке, о каких технических барьерах он должен знать».

«Экосистема поддержки экспорта, которая создавалась и развивалась «Агроэкспортом» в последние годы, приносит результат. Сейчас мы конкурируем на экспортных рынках, и экспортные гиды создают основание, можно сказать, базу, которая позволяет экспортерам идти в правильном направлении», – прокомментировал генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Эдуард Долгин, директор департамента продаж HoReCa «Кубаньвино», добавил: «Почти все компании, которые только начинают заниматься экспортом, зачастую начинают этот путь спонтанно, случайно находя своих первых партнеров. Однако если экспортер заботится о поступательном развитии, то нужно систематизировать имеющиеся наработки и компетенции. И экспортные гиды «Агроэкспорта» – единственный известный мне инструмент, который позволяет преодолеть случайный подход к продвижению и перейти к целенаправленному».

Участниками онлайн-конференции «Агроэкспорта» стали более 200 человек – представителей бизнеса, экспертного сообщества, а также региональных органов управления АПК.

Напоминаем, что экспортные гиды размещаются в разделе «Библиотека экспортера» на сайте «Агроэкспорта». На данный момент завершилась публикация экспортных гидов, выпущенных в 2023 году.