Бизнес Гонконга заинтересован в развитии торговли аграрной продукцией с Россией

Гонконг является одним из ключевых экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективным рынком сбыта для российского продовольствия. Согласно прогнозам, объем розничной торговли продуктами питания в Гонконге к 2027 году достигнет 17 млрд долл. США, а объем продаж в HoReCa – 23 млрд долл. США. Такие данные привел руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов 12 октября на круглом столе «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Гонконге» в рамках деловой миссии российских компаний – экспортеров продукции АПК в Гонконг. Миссия организована «Агроэкспортом» и Минсельхозом России.

По оценке «Агроэкспорта», перспективными категориями для поставок на рынок Гонконга являются мясо, рыба и морепродукты, молочная продукция, безалкогольные напитки. 

В Гонконге один из самых высоких уровней потребления мяса среди стран региона. В настоящее время в развитии сотрудничества с Гонконгом Россия делает акцент в первую очередь на мясную продукцию, экспорт которой активно развивается. За период 2018–2022 годов российские поставки мяса на зарубежные рынки выросли практически в 3,5 раза в стоимостном выражении. При этом ключевым покупателем отечественного мяса является материковый Китай.

Широкие возможности существуют для наращивания поставок российской рыбной продукции в Гонконг. «Россия является поставщиком мороженой рыбы номер один в мире. Среди ключевых азиатских покупателей отечественной рыбы и морепродуктов – Китай, Республика Корея, Япония. С учетом больших объемов импорта Гонконга мы рассчитываем, что и здесь наши компании смогут найти надежных партнеров», – добавил Краснов.

Также во многом еще не реализован потенциал развития двусторонней торговли в категории напитков. Как рассказал руководитель комитета по экспорту Союза производителей соков, воды и напитков Роман Медведев, ежегодно импорт Гонконга в этом сегменте достигает 1 млрд долл. США. При этом, в отличие от многих других стран, лидирующей категорией в импорте, с долей около 65 %, являются напитки без сахара, что свидетельствует о таком тренде, как забота о здоровье. «У российских производителей уже есть значительный опыт поставок напитков в Китай. Важно понимать, на что обратить внимание, чтобы эта категория была достойно представлена и на гонконгском рынке», – подчеркнул Медведев.

В ходе дискуссии многие представители гонконгского бизнеса отмечали, что уже имеют опыт успешного сотрудничества с российскими поставщиками и готовы расширять взаимодействие. «В Гонконге живут 8 млн человек, это небольшой, но сконцентрированный рынок, где потребители стремятся постоянно пробовать что-то новое из разных уголков мира. Одновременно Гонконг – это большая рекламная площадка для материкового Китая, Макао и других регионов Юго-Восточной Азии», – обратил внимание президент Китайско-гонконгской ассоциации международного бизнеса Макс Тэ.

Среди особенно востребованных на текущий момент категорий он выделил говядину, в том числе премиального качества. Кроме того, в Гонконге заинтересованы в закупке переработанной мясной продукции из-за недостаточного развития собственной инфраструктуры переработки и дорогой рабочей силы.

Как сообщил руководитель департамента внешнеэкономической деятельности ГК «Агропромкомплектация» Станислав Столпер, компания экспортирует свинину в Гонконг более трех лет, однако до настоящего времени работала через посредников. «Бизнес-миссия дала возможность познакомиться с нашими гонконгскими клиентами напрямую, что поможет укрепить отношения и увеличить объемы. Кроме того, хотим найти варианты поставок мясных полуфабрикатов и готовой продукции. У нас большой опыт создания новых продуктов, в том числе под запросы зарубежных партнеров, и мы готовы изучить вкусы и рецептуры местного рынка», – заверил он. 

Группа «ЭкоНива» заинтересована в поставках на рынок Гонконга готовой молочной продукции, включая ультрапастеризованное молоко, сливки, сливочное масло. «Мы нацелены на продвижение и увеличение узнаваемости собственного бренда на зарубежных рынках, прежде всего благодаря натуральному составу и вкусу. К работе планируем привлекать маркетинговые агентства, лидеров мнений», – отметила директор по экспорту компании «ЭкоНива-Продукты питания» Александра Аверьянова.

Во встрече также приняли участие другие ведущие российские компании-экспортеры, такие как «Мираторг», «Дамате», «Черкизово», «Эфко», «Молвест», «Таргет Агро», «Птицефабрика Синявинская», «Абрау-Дюрсо», «Балтика», Агрополис «Сабурово», «Русская рыбопромышленная компания» и другие.

Миссия проходит в Гонконге с 11 по 13 октября. Помимо участия в деловой программе в течение трех дней российские экспортеры имеют возможность провести индивидуальные переговоры с представителями бизнеса Гонконга и детально обсудить условия поставок, требования к упаковке и составу, финансовые, логистические и маркетинговые вопросы. Только в течение 12 октября «Агроэкспортом» организовано более 160 закрытых b2b-встреч между российскими и гонконгскими компаниями.