Сергей Юшин: РФ важно сохранить господдержку экспорта продукции АПК, это «подушка безопасности» отрасли 

РФ в нынешних условиях важно сохранить господдержку экспорта продукции АПК, поскольку внешняя торговля является «подушкой безопасности» отрасли. Стагнация или сокращение объемов экспорта могут привести к снижению рентабельности производства, сокращению объемов выпуска продукции и росту себестоимости, считает руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.

ПРОБИТЬСЯ И УДЕРЖАТЬСЯ

«Производители продовольствия РФ обеспокоены тем, что в условиях бюджетного дефицита объем господдержки ряда направлений экспорта может сократиться. Это не должно случиться, поскольку значение этой меры для развития отечественного АПК как в сложившихся условиях, так и в перспективе трудно переоценить», – заявил Юшин «Интерфаксу».

«Не случайно большинство стран с развитым сельским хозяйством, несмотря на уже достигнутые огромные объемы экспорта и его широкую географию, не только не отказываются от продолжающейся десятилетиями его поддержки, но и считают эту меру приоритетным направлением государственной политики», – сказал он.

По его словам, экспорт продукции АПК является не только важным источником дополнительных доходов бюджета. «Поставки за рубеж стимулируют инвестиции в транспортно-логистическую и складскую инфраструктуру, банковский и страховой бизнес, что также ведет к увеличению государственных доходов», – сказал он.

Отметив, что РФ конкурирует на мировом рынке продовольствия с такими торговыми гигантами, как США, ЕС, Бразилия, Канада, Австралия, Юшин заявил, что их логистические возможности и уже открытые рынки, наряду с многолетним опытом и устоявшимися отношениями, дают им неоспоримые конкурентные преимущества. «Они будут делать все, чтобы Россия не потеснила их на рынках сбыта, – считает он. – На глобальном мясном рынке десятилетиями господствуют транснациональные компании, такие как JBS, объем производства мяса которой больше, чем всей Российской Федерации во всех категориях хозяйств».

По его словам, отечественным экспортерам приходится предлагать свою продукцию по цене ниже, чем у конкурентов, часто на грани рентабельности, а то и продавать в убыток, чтобы пробиться и удержаться на том или ином рынке. «Транспортировка из Южной Америки, США или Канады в субэкваториальную или Западную Африку в разы дешевле, чем из Санкт-Петербурга или Новороссийска. Такая же ситуация при поставках мяса на восточное побережье Китая. Тут особенно трудно конкурировать с Австралией, Канадой или США», – сказал он.

При этом глава НМА обратил внимание на то, что в нынешних условиях ситуация осложнена сокращением международных морских перевозчиков, работающих в РФ, и, как следствие, повышением тарифов фрахта, а также сохранением дефицита судов в Азовско-Черноморском и Каспийском бассейнах, нарушением графика судозаходов, кратным увеличением топливных сборов и стоимости транспортировки сухопутным транспортом. «Имеются также серьезные ограничения, связанные с осуществлением расчетов, что создает дополнительные издержки в виде высоких комиссий за конвертацию и использование мультивалютного портфеля», – добавил он.

По словам Юшина, совокупность этих факторов критична для экспорта и не может не отражаться и не учитываться в формуле расчета себестоимости и рентабельности. «Именно поэтому возможность получения мер поддержки со стороны правительства РФ является серьезным инструментом, позволяющим снижать логистическую нагрузку, пополнять оборотные средства и тем самым поддерживать маржинальность продаж», – сказал он.

ЭКСПОРТ КАК ОСНОВНОЙ СТИМУЛ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА

Говоря в связи с этим о рынке мяса, глава НМА заявил, что отечественные производители уже практически полностью удовлетворили внутренний спрос. 

«Для мясной отрасли РФ потенциал наращивания экспорта – один из основных стимулов и доступный финансовый источник дальнейшего роста производства, так как новые льготные инвестиционные кредиты в птицеводстве и свиноводстве отменены несколько лет назад, – сказал он. – Наращивание поставок мяса за рубеж напрямую связано с созданием новых рабочих мест по всей цепочке производства – от пашни, пастбища или фермы до разделки и упаковки». 

По его словам, превышение предложения над спросом в условиях ограничения экспорта – это путь к снижению оптовых цен до момента сокращения производства и достижения нового баланса. «Затем цены рванут вверх, как это уже было не раз, когда экспортные рынки были закрыты, – сказал он. – Итогом этой ситуации станет банкротство менее устойчивых хозяйств, которые сегодня продолжают работать благодаря тому, что часть продукции вывозится в другие страны, и это поддерживает цены на уровне, обеспечивающем рентабельность, которая позволяет обслуживать кредиты и повышать зарплаты».

Юшин также обратил внимание на то, что экспорт дает возможность российским производителям, помимо прочего, экспортировать продукцию, которая не пользуется внутренним спросом и на утилизацию которой потребовались бы дополнительные расходы, что привело бы к снижению рентабельности. Речь, в частности, идет о куриных лапках, копытах крупного рогатого скота, непищевом сырье, которые вывозятся на целевые или более платежеспособные рынки.

По его словам, доходы от экспорта поддерживают средний уровень рентабельности без необходимости повышения внутренних цен. «А рентабельность сегодня нужна как никогда, потому что растут расходы», – отметил он.

По данным НМА, себестоимость производства говядины в 2022 году составила 297 тыс. рублей за тонну, увеличившись на четверть по сравнению с 2021 годом. Причины – удорожание основных средств. Так, расходы на запасные части выросли на 34%, стоимость отдельных компонентов кормов (кормовые добавки, в т.ч. импортные, сухой и зеленый корма) – на 12%. Увеличились затраты на технику и оборудование, на услуги по убою и другие общехозяйственные и коммерческие расходы (рост более чем на 40%).

При этом, как пояснил Юшин, на корма и ветеринарные препараты приходится порядка 60% в структуре затрат на выращивание мясного скота.

По его прогнозу, в 2023 году рост себестоимости говядины сохранится, но с меньшими темпами (по оценке, около 5%) за счет повышения стоимости отдельных компонентов кормов на 3% (в первую очередь, импортных), покупной энергии (на 24%) и ветеринарных препаратов (более 15%). Затраты на импортную технику и оборудование вырастут не менее чем на 10-20%.

Рентабельность производства говядины в перерабатывающих организациях, по данным ведомственной отчетности, по итогам 2022 года снизилась и составила всего около 4%.

Не застрахованы от таких проблем птицеводство и свиноводство. В отдельные периоды, как, например, в первом квартале 2023 года, часть предприятий, производящих мясо бройлера, работали в убыток, отметил он. Сейчас ситуация стабилизировалась, в том числе благодаря растущему экспорту.

В свиноводстве снижение экспорта или его отсутствие вообще может привести к глубокому кризису. «Запланированный к 2025 году рост производства свинины не менее чем на 600 тыс. тонн как раз рассчитан на поставки на мировой рынок. В противном случае цены рухнут, и десятки предприятий прекратят свою деятельность. И прежде всего средние и малые, – прогнозирует Юшин. – Более того, снижение цен на свинину негативно скажется на рынке мяса птицы, так как эти товары взаимосвязаны. То есть доходность в производстве бройлера и индейки может снизиться, следствием чего может стать сокращение производства». «Так что экспорт — это подушка безопасности», – подчеркнул Юшин.

Глава НМА также обратил внимание на то, что экспорт 1 тыс. тонн мяса равносилен отгрузкам за рубеж от 2 до 5 тыс. тонн зерна, которое было использовано на корма. «Это особенно важно в условиях, когда зерновой экспорт сталкивается с ограничениями. В 2022 году экспорт мяса и мясопродуктов превысил 690 тыс. тонн, что соответствует примерно 2 млн тонн зерновых», – сказал он.

Юшин также считает, что развитие экспорта способствует повышению стандартов безопасности и внедрению новых технологий на производствах, обеспечению высокого качества продукции для внутреннего рынка. Конкуренция с мировыми лидерами требует постоянного повышения квалификации специалистов, отметил он.

«Ориентируясь на глобальные перспективы, наши производители строят планы по новым мощностям и увеличению производства, инвестировали в линии по производству продукции халяль, в новые технологические операции и меры биобезопасности для того, чтобы отвечать мировым стандартам. Отказ или сокращение поддержки экспорта кажутся абсолютно нелогичными, если принять во внимание уже затраченные усилия, в том числе со стороны государства, и гарантированное увеличение поступлений в бюджет от деятельности в этом направлении», – заявил Юшин.

По его словам, в условиях санкций и снижения цен на традиционные товары сырьевого экспорта именно поставки аграрной продукции, в том числе с добавленной стоимостью, могут улучшить внешнеторговый баланс, позволят за счет экспортных доходов получать валютную выручку для приобретения сильно подорожавших машин, сельхозтехники, запчастей и оборудования.

Источник: Интерфакс