За последнее десятилетие российское индейководство нарастило объемы производства в 5 раз. Это стало возможным благодаря заметно возросшему спросу в России на индюшатину, расширением ассортимента в розничной торговле, экономической доступности данного вида мяса и активно развивающемуся экспорту.
По данным консалтингового агентства Agrifood Strategies, в 2022 году в России выпущено 415 тыс. тонн мяса индейки, в результате чего страна заняла первое место в Европе и второе место в мире по производству этого вида мяса. Отечественные индейководы произвели больше, чем традиционные лидеры отрасли в Европе – Польша (409 тыс. тонн), Германия (406 тыс. тонн), Франция (245 тыс. тонн) и Испания (232 тыс. тонн).
«Впервые российские индейководы обогнали производителей из Польши и Германии, которые в последние годы прочно удерживали ведущие позиции на европейском рынке», – отмечают в Agrifood Strategies. Крупнейшим мировым производителем традиционно являются США, на которые приходится почти половина всего мирового объема индюшатины.
Кратный рост производства за 10 лет обусловил динамичное развитие российского экспорта мяса индейки. По информации Agrifood Strategies, его объем по итогам прошлого года составил 26 тыс. тонн общей стоимостью 70 млн долл. В 2022 году Россия стала крупнейшим поставщиком мяса индейки в Китай, Саудовскую Аравию и ОАЭ, опередив США, Польшу, Чили и ряд стран ЕС.
По сравнению с 2021 годом российский экспорт мяса индейки в натуральном выражении увеличился на 17% и в денежном выражении на 43%, комментирует президент Национальной ассоциации производителей индейки Андрей Григоращенко. «Устойчивым трендом является рост стоимостных объемов экспорта. Это связано с изменением ассортимента продаж за счет более дорогих товаров (филе грудки и филе бедра) и общим ростом цен на мясо индейки», – поясняет он.
Ведущим покупателем российского мяса индейки остается Китай с долей почти 37%. Весь объем поставок в азиатскую страну приходился на мороженые части тушек индеек и субпродукты. Также в топ-5 покупателей в 2022 году входили Бенин (20%), ОАЭ (9,5%), Саудовская Аравия (9,3%) и Беларусь (4,3%).
Наиболее высокими темпами растет экспорт индейки в Китай и ОАЭ – прирост по этим направлениям находится на уровне не менее 20%. По словам Григоращенко, в странах Ближнего Востока потребителей привлекает полезность и питательность этого вида мяса, тогда как в государствах азиатского региона отмечается значительное увеличение спроса на продукт как альтернативу курице. «Так, в Китае наблюдается рост потребления индейки, особенно крыла, шеи, печени и желудков. А мясистая шея индейки стала успешно конкурировать с очень популярной в Китае утиной шеей», – отмечает Григоращенко. Кроме того, по его словам, начался экспорт из России продукции глубокой переработки из индейки – это качественный скачок, предполагающий уход от экспорта сырья к продукции с добавленной стоимостью.
Одновременно российские компании стремятся расширить рынки сбыта. Так, осенью 2022 года группа «Черкизово» заявила о планах начать регулярные поставки брендированного мяса индейки для розничных сетей Саудовской Аравии. А в мае 2023 года группа «Дамате» и малайзийская компания 3Bumi Trading подписали меморандум о начале экспорта халяльной продукции в азиатскую страну. В меморандуме стороны подтвердили намерение заключить долгосрочный международный контракт на поставку товаров и развивать взаимовыгодное сотрудничество.
В 2023 году Agrifood Strategies прогнозирует дальнейший рост производства индейки в России на 10%, до 440–450 тысяч тонн. К 2030 году объем выпуска может достигнуть 600–650 тыс. тонн, что существенно укрепит позиции отечественных производителей на мировом рынке.
«Значительные возможности для увеличения внутреннего потребления и экспорта существуют в том числе за счет более низкой себестоимости продукции в стране, – обращает внимание Григоращенко. – К 2030 году прогнозируется увеличение производства мяса индейки на 200 тыс. тонн. Ожидаемый объем экспорта – порядка 10% от производства».