Расширен список предприятий для поставок говядины в Китай

По итогам 2022 года, несмотря на санкционное давление, Россия смогла сохранить и даже увеличить объемы экспорта говядины на зарубежные рынки. В прошлом году выручка от ее поставок на зарубежные рынки выросла на 3,3%*.

Крупнейшим покупателем российской говядины является Китай – страна с самым высоким и при этом растущим импортным спросом на мясо этого вида. По данным ITC Trade Map, в 2022 году совокупный импорт говядины КНР из зарубежных стран превысил 18 млрд долл., что на 42% больше показателя 2021 года и в 5,7 раза выше уровня 2017 года. В натуральном объеме, согласно данным Минсельхоза США, за период с 2019 по 2022 год Поднебесная увеличила ввоз говядины с 2,2 млн тонн до 3,5 млн тонн. По оценке ФАО, потребление говядины в КНР за последнее десятилетие выросло на 50%, к 2031 году показатель прирастет еще на 10%.

С момента открытия Китая для российских поставщиков говядины в начале 2020 года увеличивались как объемы поставок, так и значимость этого рынка для отечественных предприятий. В 2022 году на Китай пришлось 59% стоимостного объема российского экспорта говядины, по итогам января-апреля 2023 года – 69%.

До последнего времени на поставки в КНР было аттестовано всего 2 российских компании. В мае 2023 года доступ на китайский рынок получило еще одно предприятие – «Липецкое мясо».

«Процесс аттестации бойни под требования ГТУ КНР занял у нас больше года, – рассказал «Агроэкспорту» генеральный директор компании Сергей Оганов. – Нам не только пришлось вносить корректировки в производственный цикл, но и совершенствовать систему контроля качества и обучать персонал». 

В конце мая компания «Липецкое мясо» подписала соглашение о намерениях с крупной государственной китайской компанией. На первом этапе стороны договорились о поставках в азиатскую страну более 40 наименований продукции (замороженные говяжьи отруба и субпродукты), произведенной на липецкой площадке.

Первые контейнеры с липецкой говядиной отправятся в КНР уже в июне. В 2023 году «Липецкое мясо» планирует поставлять в Китай в основном продукцию для b2b каналов – оптовиков, переработчиков и сектора HoReCa, однако уже начата работа по разработке нескольких SKU, которые будут представлены в ретейле в потребительской упаковке – под совместным российско-китайским брендом. Кроме того, помимо торгового сотрудничества китайские партнеры рассматривают возможности инвестиций в расширение производственных мощностей липецкой площадки, производство кормов и генетику.

Рынок КНР обладает огромным объемом спроса, который со временем будет только расти и который не смогут удовлетворить собственные производители, отмечает Оганов. С этой точки зрения Россия входит в число немногих стран, имеющих все возможности для развития производства и экспорта мяса КРС, в том числе в Китай. Помимо высокого качества российской продукции у отечественных предприятий есть еще одно преимущество – возможность поставок по железной дороге. «В настоящий момент «Липецкое мясо» прорабатывает ускоренный маршрут доставки, который займет чуть более двух недель», – добавил Оганов.

*с учетом субпродуктов