В Ташкенте обсудили развитие торговли масложировой продукцией

В Узбекистане в рамках деловой миссии российских экспортеров, организованной Минсельхозом России и Федеральным центром «Агроэкспорт», состоялась групповая встреча «Развитие сотрудничества и взаимной торговли в области масложировой продукции». С российской стороны в мероприятии приняли участие ведущие компании-производители, с узбекской – ключевые импортеры, переработчики и дистрибьюторы.

На мероприятии обсудили перспективы развития российских поставок масложировой продукции и наиболее востребованные товарные позиции на узбекском рынке, а также трудности, с которыми сталкиваются экспортеры и импортеры в текущих условиях.

Модератором дискуссии выступил директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору компании «Технологии доверия» Константин Тихомиров. Он напомнил, что Узбекистан является значимым покупателем российской масложировой продукции и входит в тройку партнеров-лидеров в Центральной Азии. В 2022 году объем масложирового экспорта в Республику вырос до 241 тыс. тонн. При этом структура поставок значительно изменилась: 43% российского экспорта пришлось на маргарин (в 2021 году – 28%), с 55% до 27% уменьшилась доля подсолнечного масла. Высокие темпы роста продемонстрировали отгрузки соевого масла.

«Потенциальные направления сотрудничества включают поставки высококачественного маргарина и подсолнечного масла в торговые сети Узбекистана, развитие интернет-продаж, совместные производства и создание логистических мощностей, развитие отраслевой научно-технологической базы и исследовательская деятельность, а также увеличение транзитных поставок в соседние страны», – перечислил Тихомиров.

Узбекские переработчики в первую очередь заинтересованы в поставках нерафинированного масла из России, сообщил заместитель директора холдинговой компании Asia Agro Industrial Group Нодир Арзиев. Группа владеет шестью масложировыми комбинатами и выпускает готовую продукцию на собственных мощностях. Также компании хотят расширить импорт подсолнечного и соевого шрота для удовлетворения потребностей узбекских животноводческих предприятий, а дистрибьюторы импортных товаров – российского бутилированного масла. «Сейчас нас в первую очередь интересует подсолнечное масло. Хотим расширять работу в этом направлении и увеличивать объемы, так как есть потенциал», – отметил директор по развитию бизнеса компании-дистрибьютора Platinum Trade Group Зуфар Саидханов.

Производитель маргаринов и майонеза Chromos Production закупает в России спецжиры, подсолнечное и пальмовое масло, в том числе для нового своего направления – производства кондитерских изделий, рассказала начальник отдела ВЭД компании Шахло Пулатова. «В Узбекистане большая проблема со спецжирами, поэтому было бы интересно открыть совместный проект для производства спецжиров, особенно заменителей молочного жира», – обратила внимание она.

Участвующие в миссии представители российских компаний – ГК «ЭФКО», ГК «Юг Руси», ГАП «Ресурс» – поделились опытом поставок в страны Центральной Азии и озвучили стремление расширять сотрудничество. Так, по словам отраслевиков, сложности с проведением платежей между Россией и Узбекистаном, возникавшие в течение 2022 года, практически устранены, и с партнерами из центральноазиатских государств сейчас без проблем осуществляются расчеты. Первый заместитель директора Департамента поддержки операций на финансовых рынках АО «Россельхозбанк» Дмитрий Мушков перечислил основные банковские продукты, которыми могут воспользоваться компании при осуществлении внешнеторговых операций.

Участники встречи подтвердили тесное и продуктивное взаимодействие в области производства и торговли масложировой продукцией и выразили готовность максимально оперативно решать любые возникающие вопросы.