Зерновой рынок переживает серьезные изменения. Пандемия COVID-19 и санкционные ограничения привели к необходимости менять сложившиеся правила работы компаний-экспортеров зерна. «Объединенная зерновая компания» является одним из лидеров зернового экспорта. О работе с импортерами, строительстве судов и возможностях биржевой торговли «Агроэкспорту» рассказала заместитель генерального директора ОЗК Ксения Боломатова.
– Как события прошлого года сказались на деятельности ОЗК?
– У нас определенная турбулентность возникла уже во время ковида. Пришлось учиться оперативно реагировать на неожиданные вызовы, применяя порой ручное управление. Когда разорвались логистические цепочки, во многих странах появились опасения за продовольственную безопасность, в результате они начали закупать необычно большие объемы зерна. Мы достаточно эффективно справились с этой ситуацией: все наши поставки были обеспечены, все контракты были исполнены, все партнеры были довольны.
Поэтому, когда возникло беспрецедентное санкционное давление, был уже опыт работы в ситуации турбулентности и неопределенности. Конечно, если мы возьмем начало прошлого года, то отгрузки сильно просели. Но уже с сентября-октября показатели экспорта выровнялись и начали превосходить объемы 2021 года за тот же период, а в декабре-январе были достигнуты рекордные уровни: в декабре – 715 тыс. тонн, в январе – 742 тыс. тонн.
– Каким ожидаете итог сезона 2022/23?
– Мы прогнозируем по итогам сезона общий объем российского экспорта зерна и зернобобовых в размере 56-57 млн тонн. Что касается нас, как экспортеров, то мы традиционно входим в пятерку лидеров.
– Как сейчас обстоят дела с санкционными ограничениями?
– С фрахтом возникают сложности, но мы их решаем. К сожалению, появилась премия, которая в конечном итоге ложится на наших торговых партнеров.
От поля до конечного покупателя
– Одним из результатов санкций стало решение ОЗК о создании собственного флота судов. В каком состоянии сейчас этот проект?
– Создание собственного флота критически важно для нас, потому что, если мы говорим, что являемся товаропроводящим логистическим оператором, то должны гарантировать доставку до конечного потребителя. Если раньше мы работали от поля до борта судна, то теперь с учетом ограничений, с которыми столкнулись, мы поняли, что Россия, являясь крупнейшим экспортером пшеницы, обязана иметь собственный флот.
Сейчас мы совместно с Минпромторгом России и Минсельхозом России разрабатываем программу строительства балкеров. При участии крупнейших экспортеров и верфей подготовлено техническое задание. На основании этого технического задания Росагролизингом заказаны работы по проектированию. Рассчитываем, что в течение 8 месяцев будет разработан проект, по итогам которого у верфей появится возможность оценить стоимость строительства. Следующий этап – определение механизмов финансирования и мер государственной поддержки проекта.
– Цель ОЗК – полностью возить зерно своими судами?
– Мы для себя оценили потребность в 19 балкеров. Перейти на стопроцентную самообеспеченность задача не стоит, у нас есть много дружественных судовладельцев, которые прекрасно управляют своим флотом. Речь скорее идет о диверсификации рисков.
– Какие еще изменения произошли за последний год в плане поставок зерна на экспорт?
– Мы перешли на прямые поставки конечным потребителям. Раньше продажи через международных трейдеров были достаточно распространенной практикой. Три года назад на прямые поставки Группы ОЗК приходилось 11% объема экспорта. Остальное грузилось на условиях FOB и дальше доставлялось международными трейдерами. По большому счету мы не контактировали с конечными покупателями зерна. Сейчас же около 70% — это прямые поставки. То есть, мы ушли от посредничества международных трейдеров и работаем напрямую.
На самом деле санкционные вызовы стали для нас стимулом для трансформации. Мы выстраиваем инфраструктуру, приобретаем новые компетенции. И здесь мы очень благодарны Минсельхозу России. Например, институт сельхозатташе оказался как нельзя кстати. Они оказывают нам очень большую помощь. Бизнес-миссии, в которых мы регулярно участвуем, тоже являются эффективным инструментом, предоставляющим возможность сесть на месте за стол переговоров, обсудить условия, договориться о дальнейшей работе.
Альтернатива Чикаго и Парижу
– Помимо строительства балкеров, другой крупный проект, который реализует ОЗК – это биржевые торги зерном. Как он развивается?
– Торги осуществляются уже 2 года. На Национальной товарной бирже мы ежедневно закупаем зерно на условиях физической поставки. Это гарантированный канал сбыта для сельхозтоваропроизводителей и абсолютно прозрачная экономически обоснованная цена. Мы берем на себя обязательство купить по той цене, которая сформируется по итогам торгов. В самих торгах не участвуем. Участники сами торгуются за объем.
– То есть это аукционная система?
– Аукционная система с роботом, мы в ней не участвуем, бидов не делаем. Мы просто говорим, что безусловно готовы купить по той цене, которая сложилась в ходе конкуренции поставщиков за предложенный объем. Торги проходят каждый день. Поэтому можно в любой день посмотреть, какая сегодня складывается цена, какая завтра, последить за трендом. Но самое главное – это уверенность, что ты в любой день можешь выйти и продать свое зерно. На сегодняшний день зарегистрировано больше 200 участников.
– Какие условия участия?
– У нас очень мягкие условия. Стоимость участия – 1 000 рублей в год за обслуживание личного кабинета и биржевой сбор 0,01% с каждой заключенной сделки. Никаких штрафов, никаких гарантийных обеспечений. Единственная применяемая санкция – это внесение в черный список, если компания не поставила тот объем, который продала на бирже.
По итогам проведения торгов в течение года ЦБ признал качество ценового индекса, который формируется на НТБ. После этого летом прошлого года Московская биржа стала его котировать. В результате в России появился свой ценовой индикатор. До этого пользовались индексом Platts, который собирает данные по результатам анонимных опросов трейдеров. Пользовались Чикагской биржей, парижским MATIF. Появление российского индикатора позволило запустить фьючерсы на Московской бирже в августе 2022 года.
– Что дает появление фьючерса?
– Мы их котируем поквартально на год вперед. Это беспоставочные фьючерсы, которые позволяют хеджировать ценовые риски. Мы надеемся, что новый инструмент позволит заменить Чикагскую биржу и MATIF. Потому что раньше хеджировались там, но корреляция между их котировками и российскими ценами не стопроцентная. И вместо хеджирования риска можно получить убыток и там, и там: и на инструменте, и на физической поставке.
– Как происходит хедж с помощью фьючерса?
– Например, я экспортер, выхожу на зарубежный тендер, выигрываю его. У меня есть паспорт сделки, в котором заложена стоимость покупки зерна. Но для закупки нужного объема требуется время. Допустим, в момент заключения экспортного контракта цена на НТБ составляет 14 200 рублей за тонну. Меня, как экспортера, она устраивает. И финансовый результат поставки зависит от того, будет ли обеспечена эта цена.
Возможно, мне удастся купить дешевле, но я не хочу рисковать, это не то, на чем я зарабатываю, я зарабатываю на бесшовной поставке зерна. Арбитраж мне не нужен, потому что цена может вырасти, и я получу убытки. Поэтому в этот же момент на эту же сумму я покупаю беспоставочный фьючерс. Если я ошиблась, цена пошла вверх, и я физическое зерно откупила дороже, то продав фьючерс, я покрою эту разницу. Если цена упала, то я продам фьючерс с убытком, но он будет компенсирован более низкой ценой закупки физического зерна. И в результате, независимо от ценовых колебаний, итоговая цена для меня 14 200.
– То есть, экспортеры могут полностью нивелировать ценовые риски?
– Тут есть нюанс, связанный с тем, что экспортная пошлина рассчитывается на основе внебиржевого индикатора. И ее мы сейчас не можем хеджировать. Поэтому от Московской биржи, от экспертов поступают предложения изменить методику и взять за основу расчета пошлины биржевой индикатор. Это бы позволило страховаться и от изменения экспортной пошлины.
– Что надо сделать, чтобы индекс НТБ стал бенчмарком, наряду с Чикаго и Парижем?
– Он станет таким. Нужна ликвидность, а для этого нужно обучать участников рынка, объяснять им, почему выгоднее торговать на бирже. Было бы очень хорошо, если бы пошлина стала рассчитываться на основе этого индикатора, это тоже повысило бы интерес к торгам. Но в принципе нам нужно только время.
Интервью подготовлено в рамках Ежегодного доклада “Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК 2022/23”