15 марта в Нью-Дели в рамках миссии российских компаний-экспортеров состоялся круглый стол «Стратегии работы в сегментах HoReCa, ретейла и e-commerce на рынке Индии». Участники встречи рассмотрели текущие тренды, потребительские предпочтения, эффективные стратегии и специфику продвижения российской продукции в заведениях общественного питания, розничной и электронной торговле.
Объем индийского рынка HoReCa, ретейла и e-commerce совокупно оценивается более чем в 500 млрд долл., отметил модератор круглого стола, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, партнер компании «Технологии доверия» Михаил Магрилов. Основная часть этого объема приходится на розничную торговлю, где превалируют традиционные форматы. Однако после пандемии в стране стремительно стал развиваться современный ретейл – супермаркеты и гипермаркеты. Самым небольшим, но наиболее быстрорастущим каналом является e-commerce, объем которого за последние 2 года вырос на 50% и достиг 8 млрд долл.
Хотя основу российского экспорта в Индию в настоящее время составляет сырое подсолнечное масло для b2b-партнеров, сейчас сформировались благоприятные условия и для вывода российской продукции в индийский сегмент b2c, выразил уверенность руководитель направления Taj Hotels Resorts and Palaces, одной из крупнейших сетей отелей в Индии, Церинг Тонёт. По его словам, в южноазиатской стране развивается индустрия гостеприимства, и количество отелей растет.
Импортер и дистрибьютор Vedant Food Solutions заинтересован в закупках мяса птицы, а компания Primer Foods, поставляющая продукцию в международные гостиничные сети и электронные каналы продаж, – готова рассмотреть премиальную мясную и молочную продукцию из России.
Одной из особенностей индийского потребительского рынка является быстрое изменение пищевых привычек, что создает возможности для российский компаний, продолжил управляющий директор компании-дистрибьютора Foodsmith International Гаурава Ватся. Еще 15 лет назад в Индии продавался лишь один вид импортного сыра, однако сегодня потребители знакомы с самыми разными продуктами мирового сыроделия. «Предпочтения в Индии очень разнообразны. Различия наблюдаются как во времени, так и от штата к штату. При этом индийцы открыты новым продуктам и хотят пробовать новые вкусы, и это прекрасная возможность для российских компаний выйти на рынок Индии и представить свой товар, например, российскую икру. Но новый товар необходимо сначала показать и познакомить с ним потребителя – это дегустации в ресторанах, ретейле, тестирование поварами и т.д.», – подчеркнул Ватся.
Увеличение объемов продаж и ассортимента наблюдается в сегменте современной розничной торговли Индии. Так, LuLu Group расширяет сеть супермаркетов в Индии, констатировал генеральный директор подразделения Fair Exports (входит в LuLu Group) Наджимудин Э. «В Индии мы практически ничего не импортируем из России, но есть отличная возможность инициировать сотрудничество и потом его развивать», – добавил он. Директор по продажам ведущего индийского производителя консервированной продукции HolyLand Group Арджун Будраджа предложил обсудить возможность импорта из России ингредиентов и сырья, которые в Индии не производятся. Компания имеет сеть из 3 тыс. дистрибьюторов по всей Индии и постоянно расширяет линейку товаров.
В индийском e-commerce одной из крупнейших платформ управляет компания Antize Foods. По словам директора Шалу Агарвала, платформа предоставляет возможность иностранным компаниям, в том числе российским, начать свою работу в Индии. Основатель крупного индийского дистрибьютора To Go To Market Авик Саньял выразил готовность к сотрудничеству при продаже премиальных товаров в каналах онлайн-торговли, HoReCa, Duty Free и розницы.
В ходе круглого стола руководители экспортных подразделений российских компаний «Мираторг», ГАП «Ресурс», «Дамате», «ЭкоНива», «Био-Тон», «Юг Руси», «Эфко», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Май», «Руст», «Русский икорный дом» представили свою продукцию и подтвердили готовность к установлению партнерских отношений с индийскими коллегами. Отечественные экспортеры заинтересованы в поставках в Индию мяса, сливок, муки, зернобобовых культур, бутилированного подсолнечного масла, растительного мяса, кондитерских изделий, водки, икры и другой продукции.