1 октября в МГИМО прошел первый день лекций в рамках программы повышения квалификации для менеджеров ВЭД аграрных компаний. Курс подготовлен Федеральным центром «Агроэкспорт» и МГИМО при поддержке Минсельхоза России в рамках реализации стратегического проекта МГИМО «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030».
С приветственным словом к участникам программы обратился проректор по развитию МГИМО Артем Мальгин. Он напомнил, что сотрудничество Минсельхоза России и МГИМО началось еще пять лет назад с организации программы подготовки сельхозатташе, а затем и отдельной магистерской программы. «Мы собрали уникальный пул преподавателей и практиков из разных компаний и университетов. У нас образован консорциум с КубГАУ и СтГАУ. Помимо это, мы сотрудничаем с нашими друзьями из Минсельхоза и «Агроэкспорта», а также с огромным количеством компаний сектора АПК. Выпускники наших программ работают сельхозатташе в зарубежных странах, в «Агроэкспорте», в крупных российских агрохолдингах — и мы гордимся ими».
Лекция Дмитрия Краснова, руководителя Федерального центра «Агроэкспорт», была посвящена роли экспорта в развитии сектора АПК России, в том числе в обеспечении внутренней продовольственной безопасности страны. Сегодня на экспорт отправляется порядка 16% сельскохозяйственной продукции, но некоторым позициям этот показатель превышает 50% (подсолнечное масло и другие продукты масложировой индустрии). Таким образом, в условиях ограниченного внутреннего рынка, международная экспансия является обязательным условием для устойчивого развития целого ряда отраслей отечественного АПК. «Аграрные производители, занимающиеся экспортной деятельностью, более рентабельны, они имеют доступ к льготным кредитам и им проще привлекать инвестиции за счет более широкой географии продаж на внешних рынках», – добавил он.
Илья Строкин, директор Центра компетенций в АПК АО «КЭПТ» рассказал о специфике глобальной торговли продовольственными товарами. Он обозначил основные тренды, которые определяют устойчивость и направления развития мирового АПК, а также выделил ключевые факторы, влияющие на потребительское поведение. «Каждый рынок — это отдельная вселенная, поэтому необходимо адаптировать наше производство под каждый нишевой запрос, исходящий из тех или иных регионов, в которых мы заинтересованы», — отметил Строкин.
Сегодня происходит трансформация восприятия сектора АПК обществом, считает коммерческий директор ООО «Липецкое мясо» Александр Стоклицкий. «20 лет назад аграрная отрасль была дотационной и не считалась престижной для карьеры молодых специалистов. Сегодня российский аграрный сектор играет важную роль в мировой торговле и может предложить выпускникам отличные условия работы. Можно изучать экспортные рынки, потребительские предпочтения в зарубежных странах, тарифное и нетарифное регулирование», — добавил он. На примере рынков Саудовской Аравии и Китая Стоклицкий показал, насколько важно погружаться в контекст, тщательно изучать и уметь интерпретировать данные статистики внешней торговли.
О том, что необходимо предпринять перед началом экспортных поставок, рассказал руководитель проектов «Агроэкспорта» Георгий Семенов. Он рассмотрел три подхода к развитию экспорта, остановившись подробнее на жизненном цикле экспортного проекта. Особое внимание эксперт уделил исследовательскому этапу, типичным ошибкам, совершаемым на этой стадии, и разобрал возможные варианты их решения.
Первый день завершался лекцией, посвященной определению целевых рынков сбыта. В первой части Алеся Ефремова, заместитель начальника управления исследований и разработки проектов ВЭД «Агроэкспорта», остановилась на понятии целевого рынка, перечислила виды существующих исследований и информационных ресурсов, которые могут помочь экспортерам. Среди прочего она выделила аналитические продукты «Агроэкспорта» — экспортные гиды, обзоры ВЭД, концепции продвижения продукции и др., — которые помогают экспортерам лучше выстроить свою внешнеэкономическую деятельность. Во второй части слово взял Сампат Лиянаге, директор по экспортным продажам компании «МАЙ». Он привел примеры из практики и поделился опытом по выходу с российскими продуктами на новые рынки сбыта.
Впереди у слушателей программы еще четыре лекционных субботы, во время которых они познакомятся с финансовыми, юридическими и организационными аспектами экспорта аграрной продукции, а также на конкретных примерах изучат сложности и барьеры, с которыми можно столкнуться в процессе выхода на зарубежный рынок с продукцией АПК.