Экспортные гиды: настольная книга для российских экспортеров аграрной продукции

26 сентября Федеральный центр «Агроэкспорт» провел пресс-конференцию «Новая реальность: российский экспорт и глобальные вызовы». В мероприятии, организованном в пресс-центре ТАСС, приняли участие руководители ведущих российских отраслевых союзов и ассоциаций, а также компаний-производителей. Участники рассказали о развитии продовольственного экспорта в текущих геополитических условиях и механизмах, способствующих открытию новых рынков и закреплению на них.

Как отметил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов, несмотря на сложности и ограничения, в 2022 году экспорт продукции АПК продолжает динамично развиваться, увеличиваясь практически по всем продуктовым группам. Так, экспорт масложировой продукции возрос примерно на 30%. «Сегодня страновая палитра нашего экспорта демонстрирует, что мы остаемся на традиционных рынках и выходим на новые. Турция, Китай, Казахстан, Египет, Иран, страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Северной Африки и глубже африканский континент – это те регионы и страны, с которыми мы активно работаем», – сказал Краснов. 

По итогам сезона 2021/22 на экспорт было отправлено 53% произведенного подсолнечного масла и 43% пшеницы. Это демонстрирует, что экспортная составляющая стала неотъемлемой частью развития нашего агропромышленного комплекса. Одновременно структура экспортных поставок в последние годы меняется в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью – за 3 года доля продукции верхних и средних переделов увеличилась на 10 п.п. и в 2021 году составила уже около 40%. «Изменение структуры нашего экспорта, усложнение логистики, финансов, поставок делают внешнеэкономическую деятельность еще более сложным и высоко интеллектуальным занятием», – добавил Краснов. 

Для повышения знаний и компетенций экспортеров Федеральный центр «Агроэкспорт» создал целый комплекс экспертно-аналитических продуктов, помогающих компаниями в организации и развитии поставок на внешние рынки. Ключевым из этих продуктов стали экспортные гиды – подробные справочники-путеводители, предоставляющие подробную информацию об организации экспорта конкретного продукта в определенную страну. Уже сейчас создана целая библиотека таких справочников: 87 экспортных гидов по 33 странам и 32 продуктам. Также, по словам Краснова, в ближайшее время будет опубликована подробная инструкция по регистрации экспортеров в китайской системе CIFER, а в экспортных гидах будут расширены разделы, посвященные логистике и финансовым расчетам, на основе текущей практики.

Экспортные гиды являются одним из наиболее востребованных информационных продуктов в кондитерской отрасли, подчеркнул исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. Они содержат не только информацию о текущем состоянии зарубежного рынка, но и о требованиях страны-импортера, практиках и ценовой политике конкурентов. «Компания, которая думает о выходе на экспорт, может, не инвестируя значительных собственных ресурсов, взять справочник, внимательно его изучить и понять ситуацию на рынке. По опыту последних трех лет можно сказать, что этих справочников вполне достаточно при принятии решения о выходе или невыходе на выбранный рынок», – указал Лашманкин. К настоящему времени создано 12 экспортных гидов по кондитерским изделиям, и за это время число компаний-экспортеров в отрасли кратно увеличилось: с примерно 20 в 2019 году до 180 в 2021-м.

Исследования играют важную роль при выходе на тот или иной рынок, подтвердил управляющий директор АО «Макфа» Антон Белоусов. «Мы экспортируем более чем в 25 стран мира. И первым делом формируем стратегию выхода на рынок, то есть анализируем сегменты, проводим аналитику рынка, ценообразование, адаптацию упаковок. Например, в прошлом году мы заключили контракт с «Агроэкспортом» на разработку именно под нас дорожной карты по муке, макаронным изделиям и крупам в Саудовскую Аравию. Как результат заключен большой контракт с сетью в КСА на поставку муки – отгрузили почти 1 тыс. тонн, до марта планируем поставить 5 тыс. тонн. В том числе это произошло благодаря гиду, который дал возможность не заказывать отдельное исследование рынка», – рассказал Белоусов.

Одной из наиболее перспективных с точки зрения увеличения глобального спроса является молочная отрасль, напомнил генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Поставки из России молочной продукции уже осуществляются в 63 страны мира, в 2021 году объем экспорта превысил 500 млн долл. и в 2022 году объем, вероятно, будет не ниже этого уровня. «Информационная база, созданная «Агроэкспортом», позволяет бизнесу принять правильные решения, при этом не инвестируя в них существенные деньги, что очень актуально для предприятий малого и среднего бизнеса. А для них экспорт в текущей ситуации может быть хорошим вариантом обеспечения устойчивого развития», – подчеркнул Белов.

Торговля продукцией сельского хозяйства – важнейший элемент развития экономики, подчеркнул руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Потребление мяса внутри страны достигает 77,5 кг на человека в год, что даже выше рекомендованной нормы. Поэтому дальнейшее развитие мясной отрасли связано только с экспортными поставками. «В ближайшее десятилетие потребление мяса в мире увеличится на 40 млн тонн, и Россия имеет все возможности удовлетворить существенную часть этого дополнительного спроса», – уверен Юшин.

Экспорт мяса птицы в 2022 году растет более чем на 30%, открыты новые направления, такие как Гвинея или Сингапур, рассказал генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. Одновременно диверсифицируется ассортимент отгружаемой продукции. В связи с этим исследовательская работа проводится не только по крупным рынкам, но и по тем странам, потенциал которых, возможно, на данный момент неочевиден, но которые в будущем могли бы дать серьезный прирост в экспорте. Так, опубликованы экспортные гиды по мясу птицы в Республику Конго, Анголу, Сингапур, что позволило в том числе небольшим производителям начать работу с данными странами. Запланирована работа по созданию справочников по готовой мясной и композитной продукции.

Также Россия начинает развивать экспорт баранины и продукции из нее. 23 сентября в Черкесске запущен крупнейший в России завод по убою и переработке мяса овец, и до 30% производимой продукции будет поставляться на экспорт, сообщил вице-президент по региональному развитию и взаимодействию с государственными органами ГК «Дамате» Андрей Григоращенко. 

Выход на новые рынки актуален и для российской масложировой отрасли, заверил коммерческий директор ГК «Юг Руси» Илья Ильюшин. В текущем сезоне ожидается рекордный урожай масличных – около 28 млн тонн, поэтому экспортный потенциал продукции масложировой отрасли значительно возрастет.