В 2021 году экспорт российского мороженого вырос в 1,5 раза

В 2021 году российский экспорт мороженого поставил очередной рекорд, увеличившись на 50% до 86 млн долл. В физическом выражении объем поставок вырос на 26% и превысил 33 тыс. тонн. В прошлом году перечень стран-покупателей холодного лакомства значительно расширился и достиг 45 против 34 по итогам 2020 года.

На первое место среди ведущих импортеров российского мороженого вышли США. В 2021 году отгрузки в эту страну увеличились в 2,8 раза до 10,6 тыс. тонн в физическом выражении и в 3,1 раза до 29 млн долл. в стоимостном. Вторую позицию занимает Казахстан, куда из России поставлено 9,9 тыс. тонн мороженого (-11% к 2020) на сумму 23 млн долл. (+12%). Экспорт в Монголию увеличен на 7,1% до 2,2 тыс. тонн в натуральном объеме и на 19% до 5,7 млн долл. в денежном.

Также в топ-5 покупателей российского мороженого в прошлом году входили Украина (5,6 млн долл., +23%) и Китай (4 млн долл., -3,2%). Кроме того, в 4,1 раза до 653 тыс. долл. выросли отгрузки в Сенегал, в 1,5 раза до 526 тыс. долл. – Кот-д’Ивуар, в 3,1 раза до 277 тыс. долл. – Вьетнам. Впервые российское мороженое отправлено в Нигерию – по итогам 2021 году объем поставок в эту страну составил 77 тонн, еще более 138 тонн продано в Бразилию.

В 2021 году объем глобального рынка мороженого достиг 68 млрд долл., согласно данным IMARC Group. В период 2022-2027 годов прогнозируются среднегодовые темпы роста на уровне 4,92% с достижением к 2027 году уровня в 89,8 млрд долл. Пандемия Covid-19 привела к сбоям в товаропроводящих цепях и изменениям в потребительском поведении, тем не менее в перспективе ожидается позитивная динамика рынка мороженого благодаря росту располагаемых доходов населения и увеличивающемуся спросу на готовые и удобные в употреблении продукты питания. На развитие глобального рынка также оказывает влияние расширение ассортимента и разработка инновационных видов мороженого – безглютенового, безлактозного, веганского и т.д.

По данным ITC Trade Map, мировой импорт мороженого в 2020 году составил 4,5 млрд долл. Крупнейшими импортерами десерта являлись Германия и Великобритания с долей 9,4%, а также Франция (6,4%), Нидерланды (5,5%), Бельгия (4,7%). Ведущими глобальными экспортерами в 2020 году стали Германия (13%), Франция (12%), Бельгия (9,9%), Нидерланды (7,7%) и Италия (6%). Россия находилась на 16-м месте с долей 1,3%.

В 2017-2021 годах Россия наращивала экспорт мороженого, который вырос почти на 75% как в натуральном, так и стоимостном выражении. Одновременно в этот период наблюдался процесс диверсификации поставок, в результате чего доля ведущих покупателей в общем объеме российских поставок сократилась: Казахстана – с 36% до 26%, Украины – с 14% до 6,5%, Монголии – с 11% до 4,7%.

Для одного из ведущих российских экспортеров мороженого – ГК «Айсберри» прошлый год был успешным, в том числе с точки зрения развития новых рынков, рассказал «Агроэкспорту» генеральный директор группы Роман Лола. «Мы продолжали активно работать на африканском и азиатском рынках, инвестировали в создание сбытовой инфраструктуры за рубежом, участвовали в международных выставках», – перечисляет он.

Однако в сложившейся ситуации прогнозы на 2022 год делать непросто. Из-за осложнений по контейнерным перевозкам, существенного удорожания стоимости логистики и блокировки переводов платежей в российские банки сейчас экспорт находится под большим риском, признает Роман Лола. «Для поддержки отрасли необходимо запустить государственную программу по организации морских контейнерных перевозок, а также увеличить субсидирование стоимости логистики», – предлагает он.

Тем не менее на горизонте 2-3 лет Россия сохраняет хороший потенциал для развития экспорта мороженого, полагает генеральный директор ООО «Стреда Консалтинг» Алексей Груздев. «Дело в том, что в последние годы важными для нас рынками стали США и Канада, да и поставки на другие рынки за пределами постсоветского пространства в настоящее время могут быть осложнены. Поэтому компаниям потребуется время на диверсификацию географии», – поясняет он. Во-первых, у России есть возможность существенно усилить позиции в Китае. Во-вторых, перспективными рынками сбыта могут стать страны Африки и Персидского залива, где российские компании сейчас представлены минимально. В-третьих, Россия еще практически не работает на крупнейшем в мире рынке – в странах Юго-Восточной Азии за пределами Китая. «Поэтому, на мой взгляд, несмотря на все сложности, мороженое может сохранить свой статус «локомотива молочного экспорта» и стать первым молочным продуктом, поставки которого из и России будут действительно глобальными», – добавил Груздев.