Российский экспорт кондитерских изделий: перспективные направления в 2022 году

Российский экспорт кондитерских изделий (КИ) демонстрирует впечатляющее развитие. За последние 4 года объем поставок увеличился на 56% и в 2021 году превысил 1,6 млрд долл. В годовом выражении экспорт сладостей в прошлом году показал рост на 19%.

В том числе экспорт шоколадных кондитерских изделий увеличился на 18% до 872 млн долл., мучных кондитерских изделий – на 23% до 557 млн долл., сахаристых кондитерских изделий – на 16% до 210 млн долл. Таким образом, в структуре совокупного экспорта кондитерских изделий 53% приходилось на шоколад, 34% – мучные КИ и 13% – сахаристые КИ.

Структура российского экспорта кондитерских изделий:

Помимо увеличения объемов в последние годы значительно расширилась география продаж продукции российских кондитеров. Если в 2017 году экспорт осуществлялся в 74 страны, то в 2021 – уже в 95. Более 70% объема поставлялось на традиционные для России рынки стран СНГ, 9% – Китай, 5% – страны Ближнего Востока.

Так, более 48% поставок КИ поступает партнерам России по ЕАЭС – Казахстану и Беларуси. В том числе объем продаж в Казахстан в 2021 году вырос на 26% до 406 млн долл., Беларусь – на 23% до 238 млн долл. Также в топ-3 покупателей вошел Китай (148 млн долл., -16%).

В начале 2022 года позитивная динамика экспорта продолжилась. По итогам января-февраля объем экспорта КИ по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличился на 6% до 158 млн долл.: 54% этого объема составили шоколадные, 34% – мучные и 12% – сахаристые КИ. По оценкам, к концу 2022 года российский экспорт может превысить 1,7 млрд долл.

При этом на рынках Китая и Саудовской Аравии Россия уже занимает первое место среди зарубежных поставщиков шоколада в физическом выражении. Эти страны входят в число наиболее перспективных рынков сбыта для российской кондитерской продукции вместе с рядом других государств Ближнего Востока и Азии.

Ведущие страны-покупатели российской кондитерской продукции в 2021 году:

«Саудовская Аравия — целевой рынок для российских экспортеров кондитерской продукции. Отгрузки в Королевство уже ведутся, однако мы планируем увеличивать свое присутствие. Речь идет как о развитии поставляемого ассортимента, так и расширении числа российских компаний-экспортеров и каналов продаж, а также увеличении географии не только внутри Саудовской Аравии, но и в других странах Персидского залива», – отмечает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин.

В 2021 году Россия экспортировала в КСА кондитерской продукции стоимостью 34 млн долл. Согласно базовому сценарию, к 2024 году объем поставок может достичь 76 млн долл., а к 2030 году превысить 100 млн долл. Наибольшие перспективы связаны с шоколадной продукцией, по которой Россия может увеличить отгрузки более чем вдвое. «Особым преимуществом при поставках в КСА как на наиболее приоритетный рынок является получение статуса высокого качества халяльной продукции, который ценится во многих мусульманских странах. Поэтому успех на рынке КСА можно будет применять при выходе в другие страны Ближнего Востока и Северной Африки», – подчеркивает директор центра компетенций в АПК АО «КПМГ» Илья Строкин. Помимо Саудовской Аравии перспективными направлениями в данном регионе являются, в частности, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт, Египет и Ирак.

Саудовский рынок шоколада характеризуется высокой маржинальностью розничных продаж при высокой концентрации транснациональных корпораций. «Как следствие, среди стратегических опций для реализации российского шоколада на саудовском рынке – либо поэтапный выход на полки ритейла с продвижением и поддержкой продаж с помощью национального отраслевого бренда, либо партнерство с HoReCa или производство шоколада под СТМ», – продолжает Строкин. В Концепции развития экспорта халяльных продуктов питания на рынки Ближнего Востока и Северной Африки, подготовленной «Агроэкспортом» совместно с КПМГ и Ketchum, проанализировано восприятие потребителями российских товаров и проработана оптимальная модель продвижения российского шоколада на рынках Саудовской Аравии и других стран Персидского залива при помощи зонтичного позиционирования.

Объем российского экспорта КИ в Китай в 2021 году составил 148 млн долл., из которых около 78% пришлось на шоколадную продукцию. При этом объем внутреннего рынка КИ КНР в 2019 году оценивался на уровне 67 млрд долл., а к 2030 году ожидается рост на 46% до 98 млрд долл. Импорт кондитерских изделий, по данным ITC Trade Map, в 2020 году составлял 1,6 млрд долл., в том числе 820 млн долл. – мучных КИ, 474 млн долл. – шоколадных, 267 млн долл. – сахаристых.

«В развитии экспорта в Китай наиболее перспективной категорией является шоколад. Его потребление пока невысоко, что обуславливает огромный потенциал данного рынка. Однако сейчас Россия не воспринимается жителями Поднебесной в качестве страны – производителя и поставщика шоколада и шоколадных изделий, поэтому для укрепления позиций российских экспортеров необходимо повысить узнаваемость российских брендов: познакомить с ними китайского потребителя, при помощи эффективного позиционирования сформировать устойчивый интерес к продукции и убежденность в высоком качестве и отменном вкусе», –обращает внимание Лашманкин. 

В рамках подготовки Концепции продвижения российской кондитерской продукции на рынок КНР, разработанной «Агроэкспортом» в 2021 году, было установлено, что существующий продуктовый портфель российских производителей шоколада соответствует предпочтениям целевой аудитории в сегменте плиток, тогда как в остальных сегментах есть возможности для расширения ассортимента. В документе разработана стратегия продвижения национального бренда с целью формирования сильного, положительного образа России как страны, производящей уникальные и высококачественные КИ.

Другими потенциальными направлениями в азиатском регионе являются страны Юго-Восточной и Южной Азии, такие как Вьетнам и Индия. По итогам 2021 года Россия нарастила экспорт кондитерской продукции во Вьетнам в 1,7 раза до 4,8 млн долл., из которых 63% пришлось на шоколад, 24% – сахаристые КИ. «После заключения Соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом российские компании активизировали освоение крупного и растущего вьетнамского рынка. Основным вопросом остается логистика, и при устранении проблем со сроками и стоимостью, я думаю, мы имеем возможность занять существенную долю рынка шоколада и шоколадных конфет во Вьетнаме», – уверен Лашманкин. По оценке «Агроэкспорта», при реализации грамотной маркетинговой стратегии российские поставки шоколадных КИ во Вьетнам могут увеличиться до 13–14 млн долл. США к 2030 году.

Что касается Индии, то на этом рынке наиболее перспективной категорией на текущий момент видится мучная кондитерская продукция. «Дело в том, что в Индии сильны традиции потребления мучных КИ, и на фоне относительно невысокого уровня доходов мучные КИ – как раз тот продукт, который может быть востребован на индийском рынке, с учетом жаркого климата и сложной логистики», – поясняет Лашманкин.