В 2021 году российский экспорт крепкого алкоголя приблизился к 200 млн долларов

В 2021 году* Россия поставила на внешние рынки более 2,7 млн дал крепких алкогольных напитков (в пересчете на 100% спирта)**, что на 12% больше аналогичного периода 2020 года. Экспортная выручка увеличилась на 20% до 195 млн долл.

Основная часть экспортного объема традиционно приходится на водку, отгрузки которой выросли на 5,6% до 2,3 млн дал в физическом выражении и на 12% до 160 млн долл. в денежном. Экспорт виски составил 5,5 тыс. дал (+59%) на 5,8 млн долл. (+8,6%), спиртовых настоек из винограда (коньяк, бренди, граппа и др.) – 35 тыс. дал (+32%) на 4,3 млн долл. (+37%), джина и можжевеловых настоек – 53 тыс. дал (в 2,5 раза больше на сумму 2,9 млн долл. (в 2,2 раза больше).

В прошлом году Россия осуществляла экспорт крепкого алкоголя более чем в 75 стран. Как и в 2020 году, крупнейшими покупателями стали европейские страны – Латвия, Великобритания и Германия. Поставки в Латвию в прошлом году увеличились на 51% до 260 тыс. дал в натуральном объеме и на 69% до 32 млн долл. в денежном. Великобритания снизила закупки до 513 тыс. дал (-4,8%) стоимостью 30 млн долл. (-11%), в то время как Германия – нарастила до 356 тыс. дал (+25%) на 26 млн долл. (+16%). В топ-5 импортеров крепких алкогольных напитков из России также вошли Украина (22 млн долл., +27%) и Казахстан (14 млн долл., +74%).

Помимо этого, значительно нарастили ввоз Китай (+66% до 9,1 млн долл.), Азербайджан (+62% до 3,1 млн долл.), Грузия (+32% до 2,5 млн долл.), Вьетнам (в 3,1 раза до 1,1 млн долл.), Венгрия (+62% до 1,1 млн долл.), Узбекистан (в 2,7 раза до 999 тыс. долл.).

«Рост экспорта крепкого алкоголя из России в 2021 году обусловлен в первую очередь ослаблением коронавирусных ограничений на ключевых международных рынках (Великобритания, Германия, страны СНГ и Балтии), которые способствовали открытию части заведений HoReCa, возобновлению авиасообщения и, как результат, повышению количества туристов в канале беспошлинной торговли», – рассказал «Агроэкспорту» президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев.

Экспортные продажи водки Beluga по итогам 2021 года выросли более чем на 100%, достигнув рекордного показателя и впервые за историю марки превысив продажи на российском рынке. Значительная динамика продемонстрирована в США, Израиле, Германии, Польше, также бренд имеет сильные позиции во Франции, Англии и Австралии. «Факторов успеха несколько. Во-первых, фокусировка на ритейле. Во-вторых, с постепенным снятием ковидных ограничений практически во всех странах возобновилась активность в канале HoReCa. В-третьих, на увеличении объемов продаж также положительно сказывается рост узнаваемости бренда Beluga и укрепление в восприятии потребителя ультрапремиального статуса марки», – сообщили в пресс-службе Beluga Group.

Мировой рынок

По данным Euromonitor International, в 2020 году на фоне пандемии объем продаж крепкого алкоголя в мире снизился на 8,7% до 2,2 млрд 9-литровых коробов. 18% этого объема приходилось на водку и джин, 17% – виски, 7% – бренди и коньяк.

Глобальный импорт крепких алкогольных напитков в 2020 году испытал еще большее снижение, сократившись на 12% до 30 млрд долл. При этом наиболее торгуемым продуктом является виски (9,9 млрд долл.), за которым следуют коньяк и бренди (5,5 млрд долл.), ликеры (3 млрд долл.) и водка (2,8 млрд долл.). Ведущими мировыми экспортерами крепкого алкоголя являлись Великобритания (6,3 млрд долл.), Франция (4,5 млрд долл.) и Мексика (2,5 млрд долл.), импортерами – США (8,9 млрд долл.), Германия (1,5 млрд долл.) и Китай (1,5 млрд долл.)

В 2021 году на глобальном рынке алкоголя наблюдались признаки восстановления и, по оценке IWSR, по итогам года рост рынка мог составить 2,9%. К 2023 году агентство прогнозирует возвращение общего объема потребления алкогольных напитков к уровню, наблюдаемому до пандемии, и до 2025 года будет фиксироваться дальнейший рост. Восстановлению будут способствовать уверенное развитие спроса на ключевых рынках, увеличение доли online-торговли, интерес потребителей к новым продуктам, а также стремительный рост популярности готовых к употреблению напитков, приготовленных на основе крепкого алкоголя. Кроме того, на мировом рынке наблюдается тренд на премиумизацию, что означает опережающий рост премиального и среднего ценовых сегментов.

Водочная категория является одной из крупнейших на мировом алкогольном рынке, а так как Россия является родиной данного напитка, в мире популярны и востребованы бренды, которые воспринимаются как русские продукты, акцентирует Игорь Косарев. Так, бренд «Русский Стандарт» начал свою международную экспансию в 2002 году, и сегодня география продаж насчитывает 86 стран. Для Beluga Group также одним из ключевых стратегических приоритетов является расширение экспорта и продвижение бренда Beluga за рубежом, включая Duty Free каналы. Согласно целевым операционным показателям группы, к 2024 году доля экспорта может вырасти до 13% против 9% в 2020 году.

«Мы сохраняем оценку потенциала экспорта российской водки на уровне 500 млн долл., и на текущем этапе потенциал экспорта водки из России полностью не раскрыт», – подчеркнул президент СПАП. По его словам, рост показывают и другие категории алкогольных напитков, включая джин и виски, где отдельно стоит выделить взрывной рост категории коньяка, особенно на рынках США и Китая. «Мы ожидаем, что положительная динамика сохранится во всех категориях в течение 2022 года на фоне дальнейшего ослабления коронавирусных ограничений», – сообщил Косарев. Он добавил, что укреплению позиций российских компаний на международных рынках могли бы способствовать дополнительные меры господдержки, в том числе компенсация расходов на продвижение продукции на экспортных рынках и включение производителей алкоголя в программу льготного кредитования.

*Без учета данных по ЕАЭС за декабрь 2021 года

**ТН ВЭД 2208

Меню