В 2021 году из России в Японию поставлено 215 тыс. тонн продукции АПК на 719 млн долл. В физическом выражении объем экспорта вырос на 61%, в стоимостном – в 2,5 раза. Благодаря такой динамике Япония вошла в топ-10 стран-импортеров российских продовольственных товаров.
Так, Япония занимает 4-е место среди ведущих покупателей рыбы и морепродуктов из России. В том числе физический объем поставок мороженой рыбной продукции по итогам прошлого года увеличился в 2,9 раза до 67 тыс. тонн, а стоимостной – в 3,7 раза до 516 млн долл. Около 58% экспортной выручки в данной категории пришлось на печень, икру и молоки, 35% – на нерку.
Рост обусловлен высоким спросом со стороны Японии на лососевые и их икру, поясняет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. «Из-за неудачной лососевой путины 2020 года японские запасы икры сократились. Общий объем запасов в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизился настолько сильно, что даже значительный рост цен не влиял на ситуацию. С учетом этого хорошая российская лососевая путина 2021 года разогрела спрос на японском рынке, что привело к увеличению экспортных поставок по высоким ценам», – рассказал «Агроэкспорту» Зверев.
Экспорт ракообразных в Японию составил 4,9 тыс. тонн, что на 28% ниже 2020 года, при этом экспортная выручка выросла на 15% до 85 млн долл. Драйвером роста стали поставки живых, свежих и охлажденных крабов, отгрузки которых увеличились в 2,3 раза до 41 млн долл. «В первую очередь цены «разогнал» высокий спрос со стороны Китая. Надежды японских оптовиков и переработчиков на реэкспорт полуфабрикатов из Китая не оправдались, и после длительного ожидания им пришлось покупать живых крабов по ценам как для китайского рынка», – подчеркнул Зверев.
Также Япония является основным импортером из России морских ежей. За январь-декабрь экспорт данного вида иглокожих вырос до 8,7 тыс. тонн (+4,1%) стоимостью 31 млн долл. (+3,2%).
Поставки кукурузы в Японию по итогам прошлого года увеличились на 35% до 97 тыс. тонн в натуральном объеме и на 60% до 21 млн долл. в денежном. Также возобновились отгрузки рыбного филе – 5,9 тыс. тонн на 17 млн долл., что, по словам Зверева, обусловлено снижением поставок филе аляскинской трески и частичным его замещением филе российской трески.
Япония, занимающая 11-е место в мире по численности населения и 3-е место по размеру ВВП, входит в топ-5 государств-импортеров продовольственных товаров. По данным ITC Trade Map, в 2020 году страна закупила за рубежом продукции АПК на сумму 70 млрд долл. В связи с дефицитом земельных угодий Япония импортирует широкий перечень товаров, среди которых лидируют свинина (4,5 млрд долл.), кукуруза (3,3 млрд долл.), рыбное филе (3,1 млрд долл.), готовые или консервированные продукты из мяса (3,1 млрд долл.), промышленные заменители табака (3 млрд долл.), мороженая рыба (2,7 млрд долл.), сигареты и сигары (2,2 млрд долл.), ракообразные (2 млрд долл.).
Более 160 государств поставляют продовольствие и сельскохозяйственное сырье на японский рынок. Ведущими экспортерами продукции АПК в Японию в 2020 году являлись США (13,7 млрд долл.), Китай (8,4 млрд долл.) и Канада (4,2 млрд долл.). Россия занимала 17-е место с долей 1,4%.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциал поставок продовольственных товаров из России в Японию к 2030 году составляет около 2,6 млрд долл. Среди продуктов, обладающих потенциалом, – мороженая рыба и рыбное филе, ракообразные, моллюски, зерновые культуры (кукуруза, пшеница, ячмень), готовые и консервированные мясные продукты, в случае получения доступа – также свинина и мясо птицы.
По словам Германа Зверева, Япония – один из важнейших торговых партнеров российских рыбаков. «Япония – главный по емкости икорный рынок в мире, а нерка – один из самых востребованных видов рыбы в Японии. При этом после запрета дрифтерного лова нерки в стране японские рыбаки прекратили ее промысел, поэтому на японские прилавки и в рестораны поступает импортная нерка, и спрос на нее стабильно высокий», – обратил внимание президент ВАРПЭ. Что касается краба, то спрос и высокие цены на него являются результатом целенаправленной работы российских рыбопромышленных компаний по продвижению своей продукции. «По сути, российские компании открыли и создали рынок КНР. Рост реальных располагаемых доходов в Китае привел к формированию многочисленного – десятки миллионов человек – слоя потребителей крабовой продукции. Кроме того, этот продукт стал модным и является предметом демонстративного потребления. Как следствие цены на краба действительно сильно выросли за прошедшие несколько лет. И значительный рост стоимости экспорта краба в Японию соответствует мировой тенденции», – пояснил Зверев.