В 2021 году Россия экспортировала в Турцию 13 млн тонн продукции АПК стоимостью 4,3 млрд долл. В годовом выражении экспортная выручка увеличилась на 38%. Благодаря такой динамике Турция обошла Китай и вышла на первое место среду крупнейших стран-импортеров российского продовольствия с долей 12%.
В 2019-2020 годах Турция была одним из лидеров среди покупателей российской пшеницы, и в 2021 году сохранила ведущую позицию. По итогам календарного года в Республику отгружено 6,7 млн тонн пшеницы (-15% к аналогичному периоду 2020 года) на сумму 1,8 млрд долл. (+6,9%). В том числе физический объем несколько снизился во второй половине 2021 года, что связано с резким падением импорта в октябре 2021 на фоне девальвации лиры, рассказал «Агроэкспорту» генеральный директор ООО «Деметра Трейдинг» Роман Крон. «В последующие месяцы до конца 2021 года экспорт восстанавливался. При этом наблюдается крайне серьезная конкуренция при поставках в Турцию со стороны Украины, которая на фоне рекордного урожая увеличила поставки в эту стране в июле-декабре. Кроме того, впервые за 10 лет начались поставки в Турцию из Аргентины, где также ожидается рекордный урожай», – прокомментировал Крон.
Также Турция по итогам прошлого года осталась крупнейшим импортером российского подсолнечного масла. За 12 месяцев объем поставок увеличился на 42% до 913 тыс. тонн в физическом выражении и в 2,5 раза до 1,1 млрд долл. в денежном. Семена подсолнечника, в 2020 году входившие в топ-3 экспортируемых в Турцию товаров, в 2021 году из России в Республику не поставлялись. «Турция исторически является основным российским покупателем масличных культур и подсолнечного масла. С учетом введения ограничений на экспорт подсолнечника в прошлом году турецкие переработчики были вынуждены увеличить закупки сырого подсолнечного масла», – пояснил «Агроэкспорту» коммерческий директор ГК «Юг Руси» Илья Ильюшин.
Кроме того, в 2021 Турция стала лидером среди покупателей российского ячменя, нарастив отгрузки в 3,1 раза в натуральном объеме (1,2 млн тонн) и в 4,2 раза в стоимостном (309 млн долл.). Экспорт кукурузы из России в Республику составил 1,1 млн тонн (+69%) на сумму 263 млн долл. (в 2,3 раза больше), отрубей – 1,1 млн тонн (+21%) на 235 млн долл. (+59%).
Рост в 4 раза показали отгрузки зернобобовых культур (до 206 млн долл.), на 74% – шрота и жмыха (до 168 млн долл.). Около 66% этого объема приходится на подсолнечный шрот и жмых, 31% – соевый.
Турция входит в топ-30 стран – мировых импортеров продукции АПК, и начиная с 2012 года Россия является крупнейшим поставщиком продовольственных товаров в ближневосточное государство. По данным ITC Trade Map, в 2020 году Турция ввезла из-за рубежа продуктов питания и сельскохозяйственного сырья на сумму 15,2 млрд долл., более 20% этого объема пришлось на Россию.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциал поставок продовольствия из России в Турцию к 2030 году превышает 5 млрд долл. Среди товаров, обладающих потенциалом, – подсолнечное масло, зерновые (пшеница, ячмень, кукуруза) и зернобобовые культуры, отруби, растительные жмыхи и свекловичный жом, этиловый спирт.
В целом в текущем сельскохозяйственном сезоне (июль 2021 – июнь 2022) ожидается прирост импорта пшеницы в Турцию до 10,7 млн тонн, что на 3 млн больше по сравнению с прошлым сезоном и связано с засухой в стране, отмечает Роман Крон. «Таким образом, Турции предстоит еще импортировать более 4 млн тонн, и спрос на российскую пшеницу будет сохраняться на фоне высокой конкуренции со стороны других поставщиков», – указал генеральный директор ООО «Деметра Трейдинг». Он также напомнил, что в прошлом сезоне Россия заняла более 50% в импорте кукурузы Турции, и остается основным поставщиком зернобобовых и отрубей в эту страну. «При этом поставки как кукурузы, так отрубей и зернобобовых в первой половине текущего сезона 2021/22 существенно выросли, и по его итогам будут существенно выше прошлого», – полагает Крон.С учетом полученного высокого урожая Россия имеет возможность установить новый рекорд и по экспорту подсолнечного масла в нынешнем сезоне. «Ценовой спред между основными маслами сократился, поэтому можно ожидать, что спрос на подсолнечное масло будет повышенный, в том числе и со стороны Турции, которая закупает продукт как для внутреннего потребления, так и для реэкспорта в страны Африки и Ближнего Востока. Кроме того, в последние годы в Турции увеличиваются мощности по рафинации и розливу растительных масел: за последние пару лет они выросли на 20-30%, что также подталкивает спрос», – обратил внимание Илья Ильюшин.