Российский экспорт виноградных вин по итогам 2021 года вырос на 38%

По предварительным данным ФТС, в 2021 году (данные по странам ЕАЭС за январь-октябрь) Россия экспортировала виноградных вин (код ТН ВЭД 2204) на сумму 13 млн долл., что на 38% больше аналогичного периода прошлого года. В физическом выражении объем поставок вырос на 28% до 619 тысяч дал.

В прошлом году российская винодельческая продукция поставлялась более чем в 30 стран. Перечень государств-импортеров планомерно расширялся – осуществлены отгрузки в Словению, Монголию, винодельческое предприятие «Фанагория» начало экспорт во Францию, а винодельня «Кубань-Вино» впервые отправила российское вино в Уганду. По словам директора Департамента продаж HoReCa и экспорта «Кубань-Вино» Эдуарда Долгина, в Африку отгружен контейнер кубанского игристого вина, и в будущем производитель планирует расширять как объемы, так и ассортимент поставок. Всего компания в 2021 году открыла сразу 9 экспортных направлений, а объем зарубежных продаж достиг рекордной величины.

Тем не менее основными рынками сбыта российских тихих и игристых вин остаются страны ближнего зарубежья. Ведущим покупателем является Украина: отгрузки в эту страну увеличились на 14% до 322 тыс. дал в натуральном объеме и на 15% до 5,1 млн долл. в денежном. Второе место среди импортеров российского вина занимает Южная Осетия, увеличившая поставки до 52 тыс. дал (+20% к 2020) на сумму 1,6 млн долл. (+42%). На третьей позиции – Китай, купивший 61 тыс. дал российского вина (-4,8%) стоимостью 1,2 млн долл. (+6,5%). 

Также в число ведущих покупателей входят Казахстан и Латвия. Экспорт в Казахстан в прошлом году показал рост в 2,4 раза до 1,2 млн долл., в Латвию – в 1,9 раза до 843 тыс. долл.

«Благодаря усилиям российских компаний экспорт в последние годы поступательно развивается, – комментирует «Агроэкспорту» президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. – Продажи за рубеж для производителей являются частью их маркетинговой стратегии, поэтому мы прогнозируем, что положительная динамика экспорта в перспективе продолжится».

Вино – один из самых популярных алкогольных напитков с многовековой историей. По данным Международной организации по виноградарству и виноделию (OIV), в 2020 году в мире было произведено 260 млн гектолитров вина. В то же время связанный с пандемией Covid-19 кризис негативно сказался на отрасли, приведя к сокращению потребления на 3% до 234 млн гектолитров вследствие ограничений в работе сегмента HoReCa. Таким образом, сообщает OIV, потребление вина оказалось на минимуме с 2002 года. 

Ведущими производителями вина являются государства ЕС, на которые в совокупности приходится более 60% глобального объема выпуска. В топ-5 стран-лидеров входят Италия (49 млн гл в 2020), Франция (47 млн гл), Испания (41 млн гл), а также США (23 млн гл) и Аргентина (11 млн гл). 

Франция, Италия и Испания также являются ведущими экспортерами вина. По данным ITC Trade Map, мировой экспорт вина в 2020 году составил 34 млрд долл. (-4,7% к уровню 2019). Из этого объема 29% пришлось на поставки из Франции, 21% – Италии, 9% – Испании. Рейтинг крупнейших мировых импортеров вина в 2020 году возглавляли США (5,9 млрд долл.), Великобритания (4,4 млрд долл.) и Германия (3 млрд долл.). Также в топ-5 входят Канада (2 млрд долл.) и Китай (1,8 млрд долл.).

Согласно оценке OIV, в 2020 году 53% мировой торговли в стоимостном и 70% в физическом выражении приходилось на бутилированные вина. Наиболее сильно пандемия коронавируса сказалась на мировой торговле игристыми винами, которая снизилась на 5% в физическом и на 15% в стоимостном выражении. Торговля винами в упаковке 2-10 литров (так называемые bag-in-box), напротив, показала рост как по натуральному объему (+12%), так и по стоимости (+8%).

Россия по итогам 2020 года заняла 12-е место среди мировых производителей вина с долей 1,7%, однако в число ведущих экспортеров продукта пока не входит. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», с учетом предусмотренной в России поддержки виноградарства и виноделия, а также при реализации комплекса мер по повышению узнаваемости бренда российских вин на зарубежных рынках российский экспорт вин может превысить 25 млн долл. Среди перспективных направлений поставок отечественной продукции – страны СНГ (Беларусь, Казахстан) и Азии (Китай, Япония, Гонконг, Республика Корея, Тайвань, Вьетнам). 

В настоящее время основная задача российских производителей – это обеспечение внутреннего рынка качественным вином, поэтому больших объемов экспорта в ближайшей перспективе не ожидается, поясняет Леонид Попович. Тем не менее российские компании активно участвуют и занимаются продвижением российского вина на зарубежных выставках, повышая статус и узнаваемость отечественной продукции. «В этом помогают виноделам действующие меры господдержки, такие как компенсация затрат на участие в выставках, транспортировку и сертификацию продукции. Например, мы открыли в Краснодарском крае две новых лаборатории, которые выдают сертификаты для поставок в Европу, в результате чего таких лабораторий в России стало уже три. Кроме того, безусловно, развитию отечественной винодельческой отрасли способствуют меры по поддержке внутреннего производства, благодаря которым российские производители имеют возможность не только расширять виноградники и объемы переработки, но и предлагать качественное вино на зарубежные рынки», – акцентирует президент Союза виноградарей и виноделов.

«Кубань-Вино» экспортирует продукцию уже 23 страны, и в 2022 году компания планирует расширять географию. При этом зарубежные партнеры указывают на привлекательное сочетание цены и качества продукции. «Стремительно расширяя географию присутствия, «Кубань-Вино» проводит работу по формированию экспортного бренда российского вина. Ведущие мировые сомелье отмечают кубанские вина как заслуживающие внимания, так как другой такой территории со своими особенностями в выращивании винограда, как Краснодарский край, нет», – подчеркивает Эдуард Долгин.

Меню