В 2021 году экспорт кормов для домашних животных превысил 200 млн долларов

С 1 января по 26 декабря 2021 года (без учета данных по ЕАЭС за ноябрь-декабрь) Россия поставила на внешние рынки кормов для домашних животных (код ТН ВЭД 230910) на сумму 201 млн долл., что на 34% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Физический объем экспорта увеличился на 32% до 160 тыс. тонн.

В минувшем году продукция экспортировалась более чем в 30 стран. Основным покупателем российских кормов для непродуктивных животных все последние годы является Беларусь. С начала года отгрузки в соседнее государство выросли на 23% в физическом и стоимостном выражении и составили 37 тыс. тонн на 61 млн долл.

Экспорт в Казахстан увеличился на 14% до 32 млн долл. в денежном выражении и на 7,9% до 31 тыс. тонн в натуральном. Значительно выросли отгрузки в Германию, превысив 20 тыс. тонн (+28%) стоимостью 22 млн долл. (+25%).

Также в топ-5 покупателей, как и в прошлом году, входят Украина и Франция. В Украину отправлено кормов на сумму 21 млн долл. (+34%), во Францию – 20 млн долл. (в 2,8 раза больше).

Среди новых направлений – Испания (522 тыс. долл.), Швеция (84 тыс. долл.) и Финляндия (59 тыс. долл.). Кроме того, в 2021 году начались поставки термически обработанных кормов для домашних животных в Гонконг. В течение прошлого года в специальный административный район КНР отгружены первые 11 тонн на 19 тыс. долл.

Мировой рынок кормов для домашних животных активно растет все последние годы, и данный тренд только усилился в период пандемии. Согласно данным Mordor Intelligence, в 2020 году объем рынка приблизился к 97 млрд долл. и до 2026 года будет увеличиваться на 4,8% ежегодно. Карантинные ограничения, вводимые в пандемию Covid-19, и переход сотрудников на удаленную работу привели к росту численности домашних питомцев и, как следствие, объему продаж кормов.

Крупнейшими рынками кормов для домашних животных являются США, Великобритания, Франция, Бразилия, Россия, Германия и Япония. В то же время в Азиатско-Тихоокеанском регионе в пандемию отмечен значительный рост численности кошек, и ожидается сохранение положительной динамики в ближайшие годы. Также к росту объема рынка кормов развивающихся стран приводит продолжающаяся тенденция к постепенному замещению использования остатков пищи готовыми кормами в рационе питания животных. В Северной Америке и Европе, в свою очередь, основным трендом является так называемая гуманизация домашних питомцев, что приводит к возрастающей заботе о качестве кормов, вниманию к их составу и питательности.

По данным ITC Trade Map, в 2020 году глобальный импорт кормов для домашних животных превысил 17 млрд долл. Ведущими странами-покупателями являлись Германия (1,7 млрд долл.), США (1,2 млрд долл.) и Великобритания (1 млрд долл.). Среди экспортеров кормов лидировали Германия (2,2 млрд долл.), США (1,7 млрд долл.) и Франция (1,7 млрд долл.).

Россия уже сегодня поставляет значительные объем готовых кормов как в страны ЕАЭС и СНГ, так и в страны дальнего зарубежья, рассказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Ассоциации производителей кормов Федор Борисов. При сохранении имеющейся сырьевой базы к 2025 году объем российского экспорта, по оценкам ассоциации, может увеличиваться на 25-30% в год. «Основными экспортными направлениями являются государства ЕС, Норвегия, Турция, страны СНГ, Украина, Монголия. Особое внимание уделяется перспективам выхода российских кормов на рынок Китая. Количество владельцев домашних животных продолжает расти, как следствие увеличивается объем потребления кормов», – подчеркнул Борисов.