Лучшие практики: сингапурская программа Healthier Choice Symbol

Во всем мире около 2 млрд человек не имеют регулярного доступа к полноценному и безопасному питанию, еще большее число людей имеют избыточный вес или страдают ожирением. Неправильное питание признано одним из основных факторов риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов рака, диабета.

В Сингапуре в 2010 году, согласно исследованиям Сингапурского совета по здравоохранению, жители в среднем потребляли 2,6 тыс. калорий в день, в то время как рекомендованное значение составляет 2,2 тыс. калорий для мужчин и 1,8 тыс. калорий для женщин. К 2018 году показатель потребления опустился до 2,47 тыс. калорий, однако по-прежнему остается выше нормативных значений. Кроме того, 9 из 10 людей ежедневно едят больше рекомендуемых 5 грамм соли.

Чтобы помочь потребителям быстро и легко идентифицировать более здоровые продукты, Сингапурский совет по здравоохранению разработал программу Healthier Choice Symbol (HCS) – добровольную систему маркировки, позволяющую выделить те продукты, состав которых полезнее в сравнении с конкурентами. Знак был введен в 2001 году и в настоящее время охватывает 4 тыс. товаров в 100 категориях – это напитки, злаки, масла, соусы, белки, десерты, фрукты и овощи, полуфабрикаты, снеки и т. д.

За 20 лет программа Healthier Choice получила широкое распространение в Сингапуре и используется жителями страны как руководство для покупок продуктов питания. К марту 2020 года 28% объема продовольственного рынка приходилось на продукты «Здорового выбора». «Жители Сингапура сейчас стараются следить за своим рационом, поэтому в страну увеличивается импорт более здоровой пищи, с меньшим содержанием сахара и соли, больше фруктов и овощей. Многие сингапурцы обращают внимание на значки HCS и ориентируются на них, чтобы приобретать более полезную пищу», – отмечает руководитель направления здорового питания Сингапурского совета по здравоохранению Энн Лоу.

Участие в программе могут принять продукты (в том числе импортные), которые отвечают установленным критериям. Например, питьевое молоко должно содержать не более 1,2 г насыщенных жиров на 100 мл продукта, более 130 мг кальция и не содержать сахар (при нанесении знака на такой продукт будет указано «Меньше насыщенных жиров и больше кальция»). Переработанные мясные продукты получают надпись «Меньше соли и меньше жиров»: требования для таких продуктов – не более 450 мг соли и 10 г жиров на 100 г продукта. Нормативные значения регулярно пересматриваются и обновляются в соответствии с потребительскими трендами и новыми научными данными.

Участие в программе бесплатно: затраты компании связаны только с необходимостью проведения лабораторных исследований в аккредитованных лабораториях, а также изменением дизайна упаковки.  Подать заявку на получение знака HCS можно в режиме онлайн, приложив фото продукта, его состав и копии результатов лабораторных испытаний. Срок рассмотрения заявок – от 1 до 3 месяцев, впоследствии подтверждать соответствие продукции установленным требованиям необходимо ежегодно.

«Если вы планируете экспортировать продовольствие в Сингапур, мы призываем присоединяться к программе Healthier Choice. Маркировка поможет потребителям лучше узнать ваш продукт и определенно будет способствовать продажам», – указала Энн Лоу. Кроме того, по ее словам, продукция с маркировкой привлекает особое внимание в рекламе и различных маркетинговых акциях торговых сетей, например, потребители могут получить больше бонусов при покупке таких продуктов. «При этом вы можете быть поставщиком не только для розничных потребителей, но и для ресторанов, кейтеринга, программ школьного питания», – обращает внимание Энн Лоу.

«Знак HCS действительно популярен в Сингапуре, и потребители обращают на него внимание при выборе товара в магазине. Его значимость подтверждает и тот факт, что крупные супермаркеты выделяют продукты с этим знаком в специальные подборки товаров, выделяют их на полке, осуществляя таким образом дополнительный промоушн. Есть исследования, показывающие, что наличие знака может увеличить на 5% продажи продукта или напитка», – рассказал «Агроэкспорту» торговый представитель РФ в Сингапуре Александр Свинин. 

Для российских продуктов использование знака HCS будет особенно актуально для молочной продукции, меда, напитков, злаковых батончиков, хлебобулочных и кондитерских изделий. 

В настоящее время опыт Сингапура перенимают и другие страны. Так, c 2016 года проект добровольной маркировки Healthier Choice реализуется в Таиланде, а в 2017 году программа Healthier Choice Logo (HCL) запущена в Малайзии.

До 90% внутреннего спроса на продовольственные товары в Сингапуре обеспечивается за счет импорта, объем которого за последние 10 лет вырос на треть. По данным ITC Trade Map, в 2020 году в город-государство ввезено продуктов питания стоимостью 13,5 млрд долл. Около 11% этой суммы пришлось на этиловый неденатурированный спирт, 4% – виноградные вина, 4% – сигары и сигареты, 2,7% – сухое молоко и сливки, 2,3% –свинину. Основные страны-поставщики продукции АПК в Сингапур – Малайзия, Франция, Китай, США, Австралия. Российский агроэкспорт в Сингапур в прошлом году составил 4,3 млн долл., ведущими товарными позициями являлись шоколадные кондитерские изделия, подсолнечное масло, сигары и сигареты, семена кориандра, водка. 

В июле 2021 года «Агроэкспорт» совместно c Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Торговым представительством РФ в Республике Сингапур и государственным агентством Enterprise Singapore провел деловую миссии российских компаний-экспортеров продукции АПК с Республикой Сингапур. В рамках мероприятия было организовано 5 групповых отраслевых встреч и более 120 индивидуальных b2b-переговоров между российскими экспортерами, заинтересованными в поставках продуктов питания в Сингапур, и сингапурскими импортерами, трейдерами, торговыми сетями и дистрибьюторами.

С инструкцией по получению российскими экспортерами сингапурского знака Healthier Choice Symbol можно ознакомиться здесь