«На Золотой осени» обсудили экспортный потенциал российской органической продукции

7 октября в рамках 23-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2021» состоялась панельная дискуссия «Россия на мировом рынке органической продукции: как занять лидирующие позиции». В ходе мероприятия были затронуты различные вопросы развития органического производства в России и реализации экспортных возможностей производителей «зеленой» продукции на фоне растущего мирового спроса.

По словам замминистра Максима Увайдова, Минсельхоз России разрабатывает Стратегию развития органического производства в РФ, которая рассчитана до 2030 года. В документе предусмотрен раздел по экспорту этой продукции. В частности, в нем будут прописаны меры господдержки производителей, одной из них может стать компенсация части затрат на сертификацию. 

Мировое потребление органических продуктов растет значительно более быстрыми темпами, чем площадь органических земель, отметил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов. Тенденцию усилила пандемия, и сейчас речь идет не просто о стремлении к здоровому питанию и экологичности, но и о влиянии на иммунитет и устойчивость организма. «Эти тренды обеспечивают активное внедрение ESG-повестки и повестки, связанной с увеличением производства органической продукции. Если 2-3 года назад мы говорили об органике как о теме «на краю» сельского хозяйства, то я абсолютно уверен, что через 2-3 года мы будем говорить об органике как об одном из ключевых направлений развития сельскохозяйственной отрасли», — подчеркнул он.

Сегодня перестраивается не просто агропроизводство, но и вся институциональная среда: рейтинговые агентства, банковская сфера начинают обращать внимание, как производится продукция, на каких землях и как бизнес заботится о коллективе. «И если сегодня компании жалуются на дорогую конверсию или говорят, что на органическое производство перейти сложно, то уже завтра невозможно будет на него не перейти. После 2026-2027 года тема ESG станет актуальной и необходимой в системе доказательства конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании», — выразил уверенность Краснов.

Руководитель АНО «Роскачество» Максим Протасов рассказал о действующих стандартах и системе сертификации в сфере органического сельского хозяйства. В мире отсутствует единый общепризнанный стандарт органической продукции, тем не менее Россия стремится к идентичности с иностранными процедурами и взаимопризнанию российских и зарубежных сертификатов. «Важно идти к соглашениям об эквивалентности. Мы проводим активную работу по аккредитации органа по сертификации Роскачества в германском DAkkS. Следующие на очереди – USDA (США) и JAS (Япония), и далее мы должны покрыть такими соглашениями все основные рынки, на которые Россия планирует выводить свою продукцию», – акцентировал Протасов.

Кроме того, ведется работа по формированию общего рынка органической продукции в рамках ЕАЭС. По словам директора Департамента агропромышленной политики ЕЭК Армена Арутюняна, на уровне Премьер-министров стран Евразийского союза одобрена дорожная карта, которая предусматривает гармонизацию требований к производству, хранению и транспортировке, внедрение общих стандартов по сертификации и маркировке органического продовольствия. «Продвижение органики на международных рынках станет проще, если пять стран объединят усилия и будут выходить с органикой как евразийским продуктом, – обратил внимание Арутюнян. – Разработка единой маркировки также облегчит доступ на рынки третьих стран, при этом предлагаемый ассортимент будет намного богаче».

Мировой рынок органической продукции в 2019 году оценивался в 106 млрд евро и охватывал 187 стран. Лидеры по объему продаж – США, Германия, Франция, Китай и Италия. «Ключевыми факторами развития глобального рынка являются приверженность здоровому образу жизни и развитие здравоохранения, в том числе в период пандемии, в связи с чем органическая продукция сегодня более активно продвигается по сравнению с тем, что было ранее. Среди других факторов – переход к вегетарианской диете, забота об окружающей среде и негативное отношение к генетически модифицированной продукции», – перечислила исполнительный директор IFOAM Луиза Люттихольт. Она добавила, что пандемия привела к увеличению темпов роста глобального органического рынка и возникновению рисков дисбаланса между спросом и предложением.

Несмотря на то, что потребители отдают предпочтение локально произведенной органической продукции, импортный спрос в Евросоюзе высок, в том числе и на продукцию из России, констатировал руководитель проекта «Германо-российский аграрно-политический диалог» Флориан Амерсдорффер. «В первую очередь потенциал есть у ресурсоемких продуктов – это замороженные овощи, ягоды, зерновые и масличные культуры, а также продукты их переработки». Амерсдорффер уточнил, что органический рынок ЕС оценивается в 45 млрд евро, в том числе 15 млрд евро приходится на Германию.

Значительный импортный рынок органических продуктов также есть в Италии – в первую очередь это злаковые, промышленные, масличные культуры. «У России имеются существенные преимущества – это доступ к ноу-хау и возможность создать новые чистые производственные цепочки в средней и долгосрочной перспективе», – сообщил член правления итальянской федерации органического сельского хозяйства «ФедерБио» Альдо Черви. При этом, согласно его данным, цены на органическую продукцию в ЕС примерно на 70% выше по сравнению с традиционными продуктами.

Опытом экспорта органических продуктов поделились управляющая ООО «Медовый дом» Эмилия Агеева, президент ГК «Аривера» Илья Калеткин, заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «ЛВЗ «Саранский» Кирилл Доленко. Также в дискуссии приняли участие председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов и руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

Модератором мероприятия выступил директор центра компетенций в АПК АО «КПМГ» Илья Строкин.

Меню