8 сентября в Москве прошла открытая конференция «Экспорт российской продукции АПК через электронные каналы продаж: стратегия успеха», организованная Минсельхозом России и Федеральным центром «Агроэкспорт» при участии PricewaterhouseCoopers (PwC). Мероприятие состоялось в комбинированном формате, в нем приняли участие более 600 человек, в том числе около 450 в режиме онлайн.
В рамках конференции были озвучены ключевые выводы Концепции продвижения российской продукции АПК через электронные торговые площадки (ЭТП), разработанной «Агроэкспортом» совместно с PwC и отраслевыми экспертами. Представители ведущих российских и иностранных онлайн-платформ рассказали о существующих возможностях и вариантах сотрудничества с поставщиками, а экспортеры продукции АПК поделились опытом взаимодействия с интернет-магазинами и маркетплейсами.
Заместитель Министра сельского хозяйства Сергей Левин в приветственном слове отметил, что в прошлом году объем онлайн-продаж продуктов питания в мире увеличился на 40% и превысил 400 млрд долл. «Такая тенденция открывает новые возможности для отечественных производителей и экспортеров продукции АПК. Особенно важно, что электронная торговля активно развивается в ключевых для России странах. Так, в Китае в прошлом году продажи продовольственных товаров через этот канал достигли 25 млрд долл. Другим перспективным рынком является Индия – продукты покупают онлайн около трети пользователей электронных площадок», – подчеркнул Левин.
Именно поэтому Китай, Индия, а также Германия были выбраны в качестве направлений, детально проанализированных в Концепции продвижения российской продукции АПК через ЭТП. Ключевые выводы разработанной стратегии представил руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Михаил Магрилов. «Сегодня более 2 млрд человек в мире совершают покупки онлайн. Ожидается, что к 2024 году порядка 22% всех продаж будет осуществляться через ЭТП, а в Китае эта цифра превысит 50%. Концепция разрабатывалась на примере трех стран и шести торговых площадок, представленных в этих государствах: Amazon и REWE (Германия), Tmall и JD (Китай), Amazon и Flipkart (Индия): в документе приводятся варианты размещения продукции, рассчитаны возможные затраты, а также потребительские предпочтения и существующие каналы продвижения в этих странах для российской продукции», – обозначил Магрилов.
О том, как правильно строить работу с ЭТП и какие возможности онлайн-площадки могут предоставить российским экспортерам, рассказали представители Wildberries, крупнейшего в России маркетплейса, и сингапурской Lazada, ведущей электронной торговой площадки в Юго-Восточной Азии. Так, Wildberries в настоящее время работает в 14 странах. «Категория продуктов питания в первую очередь представлена товарами «сухой» полки со сроком хранения от 3 месяцев. В планах – выйти на зарубежные рынки и с другими товарами АПК», – поделилась заместитель директора по GR компании Wildberries Ясмина Эль Мавеед. При этом поставщику нужно лишь доставить товар на склад компании, где Wildberries осуществляет его упаковку, маркировку и доставку клиенту почтовым отправлением либо автотранспортом.
Сингапурская Lazada работает в 6 азиатских странах, обрабатывая более 2,5 млн заказов ежедневно. «В эпоху Covid-19 произошел серьезный сдвиг в пользу интернет-площадок: если до пандемии только 7% покупок продуктов в Сингапуре совершались онлайн, то в 2020 – уже 12%, а к концу 2021 года этот показатель достигнет 15%. Практически всю продукцию АПК Сингапур импортирует, поэтому у Lazada огромная логистическая сеть, включающая продуктовые, сортировочные, трансграничные центры с различными температурными режимами», – отметил вице-президент по международным связям Lazada Гильдас Чэмбрелэн.
Развитие сервисов по доставке продукции на экспорт стало главной темой выступления заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексея Скатина. По его словам, в 2020 году количество экспортных отправлений компании увеличилось на 13%, в 2021 году рост составит 22%. Треть экспортных доставок «Почты России» идет в США, за ними следуют страны Евросоюза и ближнего зарубежья. «Всего у «Почты России» по умолчанию заключен контракт с 196 странами в рамках Всемирного почтового союза. Причем отправление осуществляется по одному документу, представленному в электронном виде», – добавил Скатин. С 1 ноября 2021 планируется запуск программы по субсидированию 50% тарифа на отправку товаров за рубеж через маркетплейсы в рамках продвижения российской продукции на внешние рынки.
Особенностями выхода на европейские маркетплейсы поделился генеральный директор Active Trading GmbH Андрей Зыков. По его словам, при организации поставок на территорию ЕС, важно определиться с каналом продаж и ознакомиться со всеми требованиями Еврорегламента. «Как правило, проблема номер один – это адаптация упаковки. Нужно учитывать, что конечный потребитель в немецкоязычной части ЕС желает видеть упаковку на немецком языке. В то же время есть так называемые «русские» полки и этнические магазины, которых в Германии и Нидерландах более тысячи. Эти торговые точки ориентированы на выходцев из стран бывшего СССР и продукты, представленные в них, могут иметь маркировку на русском языке», – акцентировал Зыков. Он отметил, что также на большинство товаров, которые продаются через сеть «русских» магазинов, не требуется сертификация.
Партнер Data Insight Федор Вирин обратил внимание на основной сдерживающий фактор развития интернет-продаж – дефицит специалистов по электронным торговым площадкам. «Сейчас самая проблема – найти директора по e-commerce, который умеет работать с маркетплейсами. Таких специалистов на рынке очень мало, а программ по обучению в нашей стране нет». Еще один важный момент – участие первых лиц компании в разработке и реализации стратегии развития онлайн-торговли, только в этом случае можно добиться успеха.
Заместитель генерального директора ООО «Белевская кондитерская компания» Наталья Шавель рассказала о работе компании на различных зарубежных маркетплейсах. По ее словам, доля онлайн-покупок продовольствия на маркетплейсах невысока по сравнению с другими категориями потребительских товаров, особенно в Европе. Поэтому необходимо развивать омниканальность продаж. «В современном мире недостаточно присутствовать только оффлайн или онлайн. Онлайн-продажи помогают рекламировать бренд, контролировать цену и позволяют увеличить маржинальность, тогда как оффлайн – это возможность увеличить объем продаж», – подчеркнула Шавель. При этом опыт компании показывает, что если на европейский рынок лучше выходить через традиционные магазины, то в страны Азии – через электронные торговые площадки.
Модератором пленарной сессии выступил председатель совета Торгово-промышленной палаты России по развитию электронной коммерции Алексей Федоров.
Информационными партнерами конференции стали: журнал Агроинвестор, Fertilizer Daily, ChinaLogist и Портал Sfera.fm.
Видеозапись и все материалы конференции будут размещены на сайте «Агроэкспорта».