Коронавирус стал драйвером развития онлайн-продаж продуктов питания и напитков

По итогам 2020 года из-за пандемии произошел взрывной рост продаж в электронных каналах торговли. E-grocery демонстрировал рост все последние годы, однако необходимость дистанцирования и карантинные меры вынудили покупателей увеличить закупки товаров первой необходимости в интернете, что вызвало быстрое развитие различных онлайн-сервисов и услуг по доставке.

В особенности это касается продукции АПК, где увеличение продаж оценивается на уровне примерно 40%. По подсчетам экспертов, если в 2019 году интернет-торговля продуктами питания, напитками и товарами персонального ухода составляла 292 млрд долл. США, то в 2020 – уже 410 млрд долл. США. Как следствие доля этой категории в общем объеме глобального рынка электронной торговли увеличилась с 15% до 17%. К 2024 году ожидается дальнейший рост до 585 млрд долл. США.

Доля торговли через интернет растет во всех странах мира. В Китае, являющемся крупнейшим рынком электронной торговли в мире, онлайн-продажи продовольственных товаров и напитков выросли на 14% до 25 млрд долл. США. Еще до пандемии восточноазиатская страна отличалась высокой долей покупок в интернете и значимой ролью маркетплейсов. После распространения Covid-19 электронные площадки стали активно расширять свои операции и внедрять новые стратегии взаимодействия с поставщиками и клиентами. Ожидается, что к 2024 году среднегодовой темп роста китайского рынка электронной торговли составит 9% и достигнет 1 414 млрд долл. США с долей продаж АПК на уровне 3%.

Если в США до пандемии 19% жителей покупали пищевые продукты в онлайн-каналах, то уже к маю 2020 года эта доля увеличилась до 40%, показало исследование The NPD Group. Одним из ключевых драйверов роста стало вовлечение в e-commerce потребителей старшего поколения, стремившихся сократить до минимума число контактов. В Великобритании доля домохозяйств, покупающих продукты и напитки (кроме алкоголя) онлайн, за год выросла на 9 п.п. до 29%, в том числе доля пенсионеров, делающих закупки продовольствия в интернете, удвоилась.

Одним из наиболее быстроразвивающихся является индийский рынок электронной торговли. Несмотря на то, что Индия занимает второе место по численности населения после Китая, объем сегмента e-commerce пока невысок, однако будет стремительно расти в перспективе. В 2019 году объем онлайн-продаж продуктов питания и напитков в Индии составил 0,6 млрд долл. США, в 2020 – 0,8 млрд долл. США. К 2024 году ожидается более чем двухкратный рост индийского онлайн-рынка – до 74 млрд долл. США, из которых 1,5 млрд долл. США придется на продукты питания и напитки.

После введения карантинных мер, связанных с Covid-19, наиболее высокие показатели роста продемонстрировали покупки онлайн, совершенные через мобильный телефон и компьютер, отмечают аналитики PwC. По их данным, до пандемии в среднем 18% покупателей в мире приобретали продукты в основном или исключительно онлайн, однако после введения ограничений 63% увеличили частоту покупок в электронных каналах, а 86% заявили, что скорее и дальше продолжат покупать продукты онлайн. В России до Covid-19 продовольственные товары через интернет приобретали 22% покупателей, после появления ограничений 64% стали чаще приобретать онлайн и 46% готовы продолжить это делать.   

Предполагается, что многие потребители сохранят привычку совершать больше онлайн-покупок в интернете по сравнению с периодом до пандемии: преодоление барьера входа и полученный положительный опыт, вероятно, будет способствовать сохранению более высокой доли онлайн-покупок в длительной перспективе, подтверждает UNCTAD. Согласно опросу, проведенному Coresight Research в апреле 2021 года, около 60% потребителей США планируют после пандемии продолжить приобретать продукты в интернете примерно с той же частотой или даже увеличить ее.

Компаниям, представленным в электронной торговле, в свою очередь приходится оперативно адаптироваться к новым трендам. Например, в начале пандемии британский ритейлер Tesco смог быстро внести изменения в бизнес-процессы, благодаря которым объем онлайн-продаж в течение 2020 года вырос на 77%, а их доля в общем объеме продаж удвоилась и составила 15%. Китайский гигант Alibaba сфокусировался на обеспечении удобства покупок в разных электронных сервисах и доставки продуктов до потребителя: через сеть магазинов Hema покупатели могут сделать заказ в своем мобильном телефоне и получить его в течение 30-60 минут. В борьбе за покупателя многие розничные сети в настоящее время инвестируют в развитие своего онлайн-бизнеса, вкладываясь в инфраструктуру, логистику, технологии и т. д.

«Ограничительные меры, принимаемые правительственными органами по всему миру во время пандемии коронавируса, вызвали изменения в поведении потребителей, которые получили возможность убедиться в удобстве и гибкости цифровых каналов продаж. Мы отмечаем, что взрывной рост цифровизации и ее проникновение в повседневную жизнь потребителей повлекли за собой увеличение продаж в сегменте электронной торговли, а «цифровые привычки» уже закрепляются в текущей посткарантинной реальности. Поскольку такой тренд прослеживается по всему миру, мы видим большие возможности для российских производителей по направлению электронной торговли, в особенности на рынках Европы и Азии», – рассказал «Агроэкспорту» Директор практики по оказанию услуг государственным органам и компаниям государственного сектора PwC Николай Ланцев.

PwC и «Агроэкспорт» разработали Концепцию развития экспорта российской продукции АПК через электронные каналы продаж, которая описывает процесс выхода российских экспортеров на зарубежные электронные торговые площадки. В документе также проанализированы перспективные категории продукции АПК, варианты размещения, способы наращивания присутствия и повышения конкурентоспособности российской продукции на электронных торговых площадках Германии, Китая и Индии. Концепция будет опубликована на сайте Федерального центра «Агроэкспорт» в ближайшее время.