На площадке «Агроэкспорта» ведущие мировые и российские эксперты представили лучшие практики в области информационных и аналитических продуктов для экспортеров

23 июня 2021 года состоялась онлайн-конференция «Экспорт продукции АПК: аналитика, инструменты, практики», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом России и ОА «Россельхозбанк». В рамках мероприятия, которое собрало более 370 профессиональных участников аграрного рынка, ведущие мировые и российские эксперты в области международной торговли рассказали о наиболее полезных информационно-аналитических ресурсах и продуктах для экспортеров, а также поделились практическим опытом их использования.

Открывая мероприятие, заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин отметил, что за последние годы Россия сильно укрепила свои позиции среди крупнейших мировых экспортеров продовольствия и сельскохозяйственного сырья: «К 2030 году мы намерены увеличить отечественный агроэкспорт до 47 млрд долл. Как известно, легче расти от низкой базы, чем улучшать свои позиции, являясь одним из мировых лидеров. Поэтому российскому АПК предстоит решительно перейти к качественному росту, в том числе путем значительно более широкого применения аналитических продуктов, а также других передовых технологий и инструментов», – добавил он. По словам замминистра, дальнейшее развитие будет происходить по большей части через наращивание интеллектуальной составляющей агробизнеса, использование комплексных маркетинговых решений и стратегий продвижения. Чтобы усилить позиции российских компаний за рубежом, нужно способствовать становлению и развивать многоуровневую систему продвижения и позиционирования отечественных продуктов, прежде всего под все более узнаваемыми национальными брендами. Для всесторонней поддержки компаний-экспортеров Минсельхоз России занимается созданием интегрированных институтов поддержки экспорта с использованием лучших мировых практик.

В своем приветственном слове директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ Рено Селигманн проинформировал участников о достигнутых договоренностях по созданию в России программы обмена знаниями и компетенциями лучших мировых практик для развития агросектора и его экспортного потенциала. Он также отметил, что обеспечение доступа экспортеров к аналитическим инструментам – важный элемент стимулирования развития торговли. До 50% издержек международной торговли объясняется отсутствием актуальной и качественной информации. По его мнению, необходимо и дальше расширять и углублять совместную работу с Минсельхозом России и Федеральным центром «Агроэкспорт» в разработке универсальных информационных продуктов, способствующих повышению конкурентоспособности российской агропродукции и усилению ее позиций на зарубежных рынках.

Старший экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Абдолреза Аббассиан представил аналитические продукты ФАО. Он рассказал об индексе продовольственных цен ФАО и объяснил механизм его формирования. Кроме того, Абдолреза Аббассиан обратил внимание участников на общедоступные обзоры мировых рынков, размещенные на сайте организации, которые переведены, в том числе, и на русский язык. Практическая ценность данных обзоров заключается прежде всего в оперативной информации о ключевых аграрных рынках: зерновом, масложировом, мясном, молочном и многих других. Помимо этого, организация на постоянной основе публикует среднесрочные и долгосрочные аналитические отчеты о состоянии мирового сельского хозяйства.

Директор Департамента поддержки операций на финансовых рынках АО «Россельхозбанк» Андрей Трусов рассказал о комплексном аналитическом сопровождении клиентов. Банк уделяет особое внимание развитию собственных компетенций по аналитике и отраслевым исследованиям рынков. «Поддержка экспорта – одна из приоритетных задач в работе Россельхозбанка, – напомнил он. – Учитывая потребность наших клиентов в глубоком и всестороннем анализе зарубежных рынков при планировании внешнеэкономической деятельности, мы предоставляем целый ряд востребованных аналитических продуктов и инструментов, которые помогают российским экспортерам успешно выходить на внешние рынки».

По мнению руководителя Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгении Серовой, чтобы успешно конкурировать на зарубежных агрорынках надо как следует понимать их специфику. В связи с этим доступность информации с внешнего рынка весьма важна для всех без исключения производителей. Минсельхоз России много делает для этого, тем не менее компаниям нужно учиться самостоятельно получать значимую информацию в полном объеме.

Руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти в странах Центральной и Восточной Европы Euromonitor International Сергей Горностаев и директор по развитию бизнеса NielsenIQ Светлана Боброва в своих выступлениях представили инструменты и методики, используемые при анализе данных, которые отражают специфику каждого национального рынка.

О международном опыте создания аналитических продуктов рассказал руководитель программ Всемирного банка Кристофер Миллер. Кроме того, он поделился опытом создания экспортных гидов, разработанных совместно с «Агроэкспортом» и ключевыми экспертами отрасли.

Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы АО «Россельхозбанк» подготовил обзор наиболее популярных ресурсов, которые интегрируют статистические данные о результатах мировой торговли, а также описал типы отраслевых отчетов, которые Россельхозбанк готовит по наиболее перспективным странам для экспорта российских товаров массового спроса.

Руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов в своем выступлении подчеркнул, что команда «Агроэкспорта» разрабатывает индивидуальные аналитические продукты под потребности компаний-экспортеров, отраслевые обзоры, концепции продвижения, организует мероприятия и деловые-миссии. Главная задача центра – предоставить широкому кругу экспортеров качественный спектр доступной и бесплатной информации.

Особое внимание он уделил экспортным гидам, которые были подготовлены при участии Всемирного банка, отраслевого и экспертного сообщества. Экспортный гид – это настольная книга экспортера, справочник, который содержит всю необходимую информацию об организации экспортных поставок. «В создании гидов мы изначально ориентировались на лучшие мировые практики, но благодаря участию отраслевых экспертов наш продукт получился уникальным по глубине проработки. К концу текущего года мы уже выпустим 87 гидов, которые охватят 32 страны и 30 продуктов», – поделился Дмитрий Краснов.

В заключении мероприятия представители компаний-экспортеров ПАО «Абрау-Дюрсо» и ГАП «Ресурс» поделились опытом использования различных информационных продуктов, которые помогают им в экспортной деятельности.

Модератором мероприятия выступил президент компании «Агрифуд Стретеджис» Альберт Давлеев.

Все материалы и видеозапись конференции будут размещены в разделе «Мероприятия Агроэкспорта».

Меню