Онлайн-конференция «Развитие российского экспорта продукции АПК в Республику Узбекистан: стратегия успеха» собрала более 200 профессиональных участников аграрного рынка

27 апреля 2021 года состоялась онлайн-конференция «Развитие российского экспорта продукции АПК в Республику Узбекистан: стратегия успеха», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт». В рамках мероприятия была презентована концепция развития поставок аграрной продукции в Узбекистан, разработанная «Агроэкспортом» совместно с отраслевым и экспертным сообществом. Участники обсудили потенциал рынка среднеазиатской страны, каналы дистрибьюции, потребительские предпочтения в различных продуктовых категориях, а также вопросы логистики.

Узбекистан занимает 1-е место по импорту сельхозпродукции из ЕАЭС среди стран СНГ, рассказал директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян. В декабре 2020 года Республика получила статус государства-наблюдателя при ЕЭАС. Основным преимуществом членства в ЕАЭС является возможность беспрепятственно перемещать товары, капитал, услуги и трудовые ресурсы на территории союза. Кроме того, в рамках ЕАЭС в настоящее время ведется работа по созданию евразийской товарораспределительной сети. «Узбекистан также рассматривается в рамках нашей работы, чтобы выстроить более эффективную торговлю между странами ЕАЭС и Узбекистаном, с перспективой в дальнейшем выйти на рынки третьих стран, в том числе тех, с которыми у ЕАЭС заключены соглашения о свободной торговле», – заметил Арутюнян.

Для России же Узбекистан входит в пятерку крупнейших покупателей продукции АПК среди стран СНГ, сообщил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. За последние три года товарооборот между Россией и Узбекистаном практически удвоился и превысил 1 млрд долл. в 2020 году. «Благодаря росту численности населения и его доходов емкость узбекского рынка продовольствия будет расти, что открывает серьезные возможности для нашего экспорта», – обратил внимание Краснов. Для того, чтобы развитие российско-узбекских отношений было системным и последовательным, разработана Концепция развития экспорта российской продукции АПК на рынок Узбекистана, в которой определены наиболее перспективные продуктовые категории и представлена модель их продвижения.

О работе над стратегией рассказала партнер «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Так, на основе глубокого исследования рынка и опросов потребителей были определены три продукта, наиболее перспективные для продвижения на рынке Узбекистана, – маргарин, детское питание и сахаристые кондитерские изделия. Основные возможности развития российских поставок обусловлены растущим населением, увеличением качества жизни и стремлением пробовать новые продукты, подчеркнул модератор конференции, генеральный директор RUSFAIR GROUP Валерий Кайгородов. «Потребители в Узбекистане хотят пробовать новые продукты, и российские экспортеры должны этим воспользоваться, получая добавленную стоимость за интересный вкус», – указал Кайгородов. Для наиболее эффективного закрепления на рынке и полноценной реализации экспортного потенциала необходима разработка зонтичного бренда российской продукции. «Зонтичный бренд мы видим самым активным и самым динамичным инструментом развития экспорта кондитерских изделий в Узбекистане. Он создаст уникальное конкурентное преимущество российской продукции, а также даст экономию финансовых и временных ресурсов», – подчеркнул Кайгородов.

Представители российских компаний-экспортеров рассказали о своих успехах на рынке Узбекистана. Так, бренд «ФрутоНяня» в стране стал активно развиваться в 2019 году, и за 2 года продажи выросли в три раза, сообщил директор по экспорту департамента экспорта АО «Прогресс» Хондамир Каримов. На текущий момент бренд занимает 3-е место на рынке детского питания Узбекистана и рассчитывает в 2021 году выйти на вторую позицию. Каримов обратил внимание на высокую рождаемость в Узбекистане, а также на развитие культуры потребления детского питания, которая находится только в стадии формирования. Другой тренд – активный рост крупной современной розницы. «То, что в России наблюдалось в начале 1990-х годов, в настоящее время происходит в Узбекистане. Если в 2018 году доля современной розницы составляла 13%, то к 2020 году – уже 18%, и эти цифры будут расти», – добавил Каримов. О потенциале в категориях маргарина и сахаристых кондитерских изделиях подробно рассказали представители «Эфко» и «Конти-Рус».

Кроме того, на мероприятии выступили представители компаний-дистрибьюторов. Генеральный директор Balton Trading Asia Филипп Горбунов подтвердил, что Узбекистан в настоящее время является лидером роста для многих экспортеров. «Узбекистанцы очень любят и лояльно относятся к брендам, в стране вполне можно найти так называемые карманы роста, но поставщики готовы играть «вдолгую» и инвестировать в развитие». Он также подчеркнул растущую популярность на рынке продуктов с маркировкой Халяль, даже в таких не привычных категориях как кондитерские изделия.

Коммерческий директор Premium Trade Group (крупный импортер и дистрибьютор продуктов питания в Узбекистане) Марина Ким в свою очередь, обратила внимание на региональные различия в потребительском поведении в стране, а управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин – на перспективные категории продуктов в крупном ритейле, а также требованиях к импортной продукции.

Все материалы и видеозапись конференции будут размещены на сайте «Агроэкспорта».

Меню